Джеки Браун. факты о фильме

США, 1997, 154 мин.

Сюжет: Джеки Браун — 44-летняя стюардесса, которая занималась контрабандой наличных в США для торговца оружием, до тех пор пока агенты ФБР ее не арестовали. Единственный способ избежать тюрьмы — сотрудничать с федеральными агентами, и помочь им поймать контрабандиста с поличным. Джеки разрабатывает план, как обмануть своего босса и при этом остаться в ладах с ФБР.

Режиссер: Квентин Тарантино
Продюсеры: Лоуренс Бендер, Ричард Н. Глэдстайн, Пол Хеллерман, Леонард Элмор, Боб Уанштайн, Харви Ванштайн
Сценарист: Квентин Тарантино
Оператор: Гилльермо Наварро
В ролях: Пэм Гриер, Сэмюэл Л. Джексон, Роберт Фостер, Бриджет Фонда, Майкл Китон, Роберт де Ниро, Майкл Боуэн, Крис Такер, Лиза Гай Гамильтон, Том Листер мл., Хатти Уинстон, Сид Хейг, Эйми Грэхам, Эллис Уильямс, Тэнджи Эмброуз.

Больше трех лет пришлось ждать со времени последнего фильма режиссера, "Криминального чтива" (такие поделки, как эпизод в "Четырех комнатах" и серия в "Скорой помощи" не в счет), и в декабре 1997-го, наконец, свершилось: "Джеки Браун" вышел в кинопрокат. В отличие от "Криминального чтива" с его непривычным построением сюжета и шокирующими ситуациями, в которых оказывались персонажи, фильм сосредотачивается на характерах героев, на их жизненных проблемах. Джеки осознает, что она уже далеко не так молода, это заставляет ее торопиться - ведь она не может быть стюардессой вечно. У "Джеки Браун" не такой быстрый темп, как у "Чтива", сцены более растянуты, но это позволяет нам глубже схватить суть героев.

Тарантино прочитал роман Элмора еще в гранках, когда снимал "Криминальное чтиво". И хотя он заявлял, что следующим хочет сделать "Ромовый пунш", уже развернувшаяся рекламная кампания "Криминального чтива" не дала ему такой возможности. А "Ромовый пунш" чуть не снял кто-то другой. Леонард, чей роман "Достать коротышку" был удачно экранизирован, был вполне уверен, что в надежных руках его произведение ждет успех.

Долгие годы роман брали на рассмотрение, кромсали, но так и не поставили по нему фильм. Надежда вновь появилась, когда за роман взялся Тарантино. Леонард дал ему свое благословение. "Ты — режиссер. Делай с романом что хочешь и снимай фильм", — сказал он, а Тарантино так и поступил. Он перенес историю, рассказанную Леонардом, — об уже немолодой стюардессе, вовлеченной в махинации по незаконному ввозу оружия и отмыванию денег, — из Флориды в родной Лос-Анджелес. Кроме того, он изменил главную героиню Джеки Берк — она стала Джеки Браун, борющейся чернокожей женщиной, а ее имя вынесено в название фильма. Это дало Тарантино великолепную возможность выстроить картину вокруг Пэм Грир, отлично сыгравшей в таких фильмах, как "Коффи" и "Фокси Браун" (сейчас ей приходится перебиваться мелкими ролями в фильмах типа "Побег из Лос-Анджелеса"). "Пэм — настоящий кумир, — говорит Тарантино. — Так или иначе, это равноценно участию в фильме Джона Уэйна". (Конечно, приглашение Грир стало достаточным оправданием для использования образности 70-х, времени хиппи, и не только на звуковой дорожке.)

Экранизация не была непосредственной задачей. Тарантино признается, что работа над романом продолжалась около года. "Это был интересный проект, — объясняет он. — Было очень интересно заниматься экранизацией. Я написал оригинальный текст. Проект в корне отличался от предыдущих работ. Я не хотел, чтобы люди считали, что мне нечего им больше предложить, кроме того, что уже сделано. А я видел, что именно так они и думают. Сам факт экранизации совершенно иного материала все меняет. Это уже не старая добрая вещь".

Вопрос о том, что великий Де Ниро снимается в сравнительно небольшой роли, даже не обсуждается, настолько крепка репутация Тарантино. Съемки продолжались все лето и до середины августа 1997 года держались в тайне. Но задолго до того, как они начались, в вебсайтах появились подпольные версии сценария. Поклонники Тарантино ожидали от него самый большой подарок к Рождеству (премьера в США была назначена на 25 декабря 1997 года) — очередную причудливую историю о болтающих чепуху убийцах и других подонках. Но Тарантино сделал то, что и собирался, и в этом его заслуга. Новый фильм — гораздо более зрелая работа, тщательно продуманная, только герой Сэмюэля Джексона (Ордел) очень напоминает Джулса из "Криминального чтива". В фильме нет похожих на автоматные очереди диалогов, ставших отличительным признаком предшествующих лет. Это картина другого класса благодаря также технике видеоряда, очаровательной. Грир и, конечно, музыке, включая незабвенную "Сто десятую удицу". "Я считаю, что это фильм для чернокожих, — говорит Тарантино. — Он в действительности сделан для чернокожих зрителей. Он сделан для всех, но прежде всего для чернокожих". Однако, несмотря на восторженные отзывы об игре Грир, когда дело дошло до наград Киноакадемии, выбрали не ее, а Фостера, и он получил своего заслуженного "Оскара" за роль Макса Черри в номинации "Лучший актер второго плана". Тарантино опять совершил чудо, возродив карьеру еще одного старого профи — на этот раз ветерана телевидения, актера, чьи лучшие дни, казалось, уже прошли.

Это безусловно стильная, тщательная продуманная работа мастера, в которой много однодублевых сцен, что затупляет интерес "современного" зрителя, привыкшего к "комиксному" монтажу, к дальнейшему просмотру картины, и это очень жаль так как фильм очень цельный и самодостаточный, оставляющий в памяти своеобразный сладкий образ, и чтобы это понять нужно посмотреть "Jackie Brown" от стартового знака MIRAMAX до последней строчки в титрах.

Несмотря на напряженное время года и серьезную конкуренцию в виде "Лучше не бывает", "Разбирая Гарри", "Оскара и Люцинды", "Отблеска" и даже "Почтальона" Кевина Костнера, "Джеки Браун" оправдал себя кассовыми сборами в Соединенных Штатах. И хотя на международном рынке его не ждал такой же успех, как с предыдущими фильмами, он продолжает привлекать зрителей.

Интересные факты:

Роль Джеки Браун написана специально для Пэм Гриер. Когда Тарантино впервые прочитал "Ромовый пунш", он упустил из виду, что Джеки в книге - белая. Он осознал ошибку только тогда, когда адаптировал сценарий и перечитывал роман.

В одной из сцен можно увидеть Макса Черри выходящим из кинотетра в то время, когда звучит музыка из финальных титров. Эта же музыка использована для финальных титров к "Джеки Браун".

В одной сцене Орделл Робби, роль котрого исполнил Самюэл Л. Джексон, ругает Макса Черри за то, что тот не вымыл руки после туалета. В "Чтиве" Джулс (Сэмюэл Л. Джексон) также бранит Винсента за плохое мытье рук.

В начале фильма Орделл говорит Льюису (Роберт де Ниро), что "он серьезен, как сердечный приступ". Де Ниро говорил то же самое в "Фанате" (1996), угрожая другому персонажу.

Одно имя в списке жильцов дома, где живет Мелани - "S. Haig", намек на Сида Хейга, который играет судью, приговорившего Джеки к тюремному заключению.

Джеки ест в "Teriyaki Donut", том же самом месте, где Марселлус Уоллас покупал еду, перед тем как быть сбитым машиной Бутча.

В фильме Джекии купила тот же костюм, что носила Миа Уоллас в "Чтиве".

Электронный голос на автоответчике Джеки - на самом деле голос Квентина Тарантино.

В сцене предъявления обвинения Джеки в суде на заднем плане можно увидеть актрису Миру Сорвино, с которой в то время встречался Квентин.

В финальных титрах высказывается благодарность "Дочери Берта Д'Анджело". В 70-х Пол Сорвино снимался в телевизионном сериале "Берт Д'Анджело/ Суперзвезда" (1976). Так что "Дочь Берта Д'Анджело" - это дочь Пола и подруга Тарантино Мира Сорвино.

Белая хонда Джеки - та же самая машина, которой управлял в "Криминальном чтиве"Бутч Кулидж, когда сбил Марселлуса Уолласа.

Вначале фильма Орделл говорит Льюису, что люди, которым он продает оружие, не хотят одну пушку, а хотят две, "потому чтовсе хотят быть как Убийца". Это отсылка к "Киллеру" ("The Killer") и манере Джона Ву снимать сцены перестрелок, в которых стреляют из двух пушек одновременно. Позже Джеки Браун будет целиться в Орделла сразу из двух пистолетов, после того как отберет оружие у Орделла.

Сид Хейг, судья, участвовавший в предъявлении обвинения Джеки, был злодеем в "Фокси Браун" ("Foxy Brown") (1974), в котором также снималась Пэм Гриер.

По словам Тарантино, актриса 70-х Кэрол Спид помогала в создании фильма и хотела сыграть в эпизоде. В последний момент Тарантино решил не снимать ее в фильме.

Фирменный прием Тарантино: сцена, в которой Орделл убеждает Бьюмонта залесть в багажник машины, снята камерой из багажника (используется Квентином во всех четырех его фильмах).

Другой фирменный прием Тарантино: когда Орделл застрелен, камера как бы поднимается от головы трупа, и мы видим Джеки, Макса и Рея, которые смотрят вниз на его тело.

Кино , которое смотрит Мелани по телевизору, - итальянский фильм "Belva col mitra, La" (1977) Серджио Греко в ролях с Гельмутом Бергером.

Длинные волосы и "козлиная" бородка Орделла появились по предложению Самюэля Л. Джексона.

Другой фирменный прием Тарантино (длинный дубль): в одной из сцен камера следует за Джеки от комнаты для переодевания через весь магазин до того момента, когда она звонит Рею. Все снято одни дублем.

Лицо, отвечающее за подбор актеров для фильма, звали Джейки Браун.

Изначально на роль Льюиса претендовал Сильвестер Сталлоне, тогда как Джон Траволта был первой кандидатурой на роль Рея Николетт.

На роль Макса Черри претендовали Пол Ньюман, Джин Хэкман, Джон Саксон и Роберт Фостер.

Льюис и Орделл впервые появляются в романе Леонарда Элмора "Обман" ("The Switch"). Когда Тарантино было 15 лет, он был арестован за кражу этой книги из магазина. В "Обмане" Льюис и Орделл похищают жену миллионера, но оказывается, что тот вовсе не собирается ее возвращать - сюжет, использованный в "Безжалостных людях" (1986). В продолжении этого романа, "Ромовом пунше", Льюис и Орделл выражают недовольство, что кинопродюсеры украли их идею, правда не упоминая название фильма).

Деньги, что мы видим в сумке, - настоящие.

Фильм с автомобильной погоней, который смотрят Орделл и Мелани, - это "Dirty Mary Crazy Larry" (1974) с Питером Фондой, отцом Бриджет Фонды.

Действие фильма происходит в 1995, но календарь на кухне у Джеки - на 1997 год.

Сотовый телефон Орделла (Motorola StarTrack) не существовал до 1997 года.

Дополнительные деньги на дне сумки перевязаны резиновыми колечками, но когда мы видим эти деньги позже, колец уже нет.

Когда Макс Черри показывает Джеки свое удостоверение, видна дата рождения (15 марта 1948), что делает его 47-летним, так как действие фильма происходит в 1995. Но в конце фильма он говорит Джеки, что ему 56 лет.

Сайт управляется системой uCoz