"Чтивом" Тарантино расстроил Михалкова, но обрадовал мир кино

Пятнадцать лет назад на экраны вышел фильм Квентина Тарантино "Криминальное чтиво", который сразу же сделал из просто талантливого и популярного режиссера законодателя мод. Тарантино вошел в хрестоматии, стал образцом для подражания. Его биография стала каноном на тему того, как стать гением. И каждый скромный продавец кинопроката на всем земном шаре после просмотра "Чтива" либо тайно, либо явно мечтал стать таким мэтром, как Тарантино.

Траволта пережил второе рождение "Бешеные псы", снятые Квентином до этого, вызвали огромный интерес, были отмечены призами на престижных фестивалях. Но чувствовалось — надо снять что-нибудь еще, чтобы подкрепить и увеличить успех "Псов".

В 1992 году Тарантино отправился на пять месяцев в Амстердам, где весело проводил время, пил до утра, ходил в кинотеатры и много читал. Именно там сформировался сценарий "Криминального чтива", состоящий из трех разных новелл, перетекающих одна в другую. Персонажи также свободно перемещались в пространстве этих трех новелл. Исчезали и появлялись, даже убитые воскресали.
В написании сценария Тарантино помогал его друг, Роджер Эйвори. Он даже сочинил сценарий одной из новелл, а потом продал его Тарантино за сущий бесценок — очень нуждался в деньгах. Правда, Квентин заявил потом, что очень серьезно переработал почти все написанное Эйвори.  В "Криминальном чтиве" окончательно оформился фирменный стиль Тарантино — сочетание смешного и ужасного. Зритель не мог определить — серьезно льется кровь, гремят выстрелы и множатся трупы или это такая игра, вызывающая вполне объяснимый гомерический хохот. Чтобы точно существовать на экране в духе такого стиля, требовались определенные актеры.  Их искали, но на звезд рассчитывать не приходилось.
Условия для всех артистов были одинаковы — 1400 долларов в неделю плюс проценты от проката. Так что режиссеру Тарантино пришлось продемонстрировать чудеса изобретательности. И он проявил их, вызвав из небытия Джона Траволту и предложив ему эффектную роль профессионального киллера Винсента Вега. Сложность заключалась в том, что на Траволте тогда был поставлен жирный голливудский крест, он считался отработанным материалом, и продюсеры ни за что не желали с ним связываться.

Но Тарантино был категоричен: "Не будет Траволты — не будет и фильма". Сам актер, придя в восторг от сценария, не верил, что ему предложат сниматься в "Чтиве", поэтому затем работал с удвоенной энергией и в результате после этого фильма снова стал звездой, номинировался на "Оскар" и вышел на новый виток своей популярности. 

Еще одним счастливым билетиком судьбы оказалось появление в картине Умы Турман. Она не должна была играть Мию Уоллес, жену криминального босса. На эту роль пробовались Холи Хантер, Розанна Аркетт, Мэг Райан. Турман же должна была сыграть роль Хани Банни, участницы ограбления ресторана. Но, познакомившись с Умой, Квентин Тарантино понял, что нашел идеальную исполнительницу.  Однако сама Турман к этой роли подошла с опаской, и прошел еще определенный период времени, прежде чем процесс начался по-настоящему. Зато успех превзошел все ожидания. Турман сыграла так, что сразу стала культовой актрисой. Миллионы фанаток вслед за ней сделали короткую стрижку и покрасили волосы в черный цвет. В барах появился знаменитый безалкогольный пятидолларовый коктейль — любимый напиток ее героини. Культовым стал и ее танец с Траволтой.
До сих пор только заслышишь знакомую музычку — хочется сбросить обувь и начать шаманить босиком.  А Брюса Уиллиса привел в картину один из друзей Тарантино. Уиллис, прочитав сценарий, сказал, что хочет сниматься в любой роли, и даже не затронул вопрос гонорара. В результате получил отличную роль боксера Чарли Буча, который отказался проигрывать договорной бой. Боксировать Уиллису не пришлось. Но он мог бы попытаться — был в хорошей форме, только что закончил съемки в картине "Цвет ночи", где демонстрировал свое спортивное телосложение.  Конечно, украсил картину и Тим Рот, великолепный Тим Рот, для него специально писалась роль Пампкина, вооруженного налетчика.
Тим Рот замечательно чувствовал стиль картины, в дальнейшем он продемонстрировал свое комедийное мастерство в еще одном фильме, к которому был причастен К. Тарантино, — "Четыре комнаты", сыграв уморительно смешного и странного одновременно коридорного в гостинице. Напарником же Траволты стал Сэмюэл Джексон, сыгравший беспощадного убийцу, которого посетило провидение и наставило его на путь истинный.  Отчего обиделся Никита Сергеевич  Тарантино вел съемки в трущобах Лос-Анджелеса. Он позволял актерам импровизировать. Оператор Анджей Секула, попавший в серьезную аварию, снимал большинство сцен, сидя в инвалидной коляске.

Актриса Розанна Аркетт, исполнительница роли Джоди, увлеченной модным пирсингом, восемнадцать раз проколола самые интимные места своего тела, а в язык загнала гвоздь — так ей показалось сексуальнее. Ума Турман уникально сыграла сцену, где ее героиня перебирает наркотиков, и ей становится плохо. Вега-Траволта приходит ей на помощь, нанеся удар огромным шприцом прямо в сердце. Шприц был примерно такой, которым кололи Евгения Моргунова в нашей "Кавказской пленнице". Турман вспомнила, как спасали тигра, которому до этого ввели слишком большую дозу транквилизаторов. Когда животному вкололи адреналин, тигр буквально взвился до потолка. Это же проделала перед камерой и Турман.

Она пролетела через всю комнату, врезалась в Розанну Аркетт и рухнула на пол, поранив колени.  И конечно, снова нужно упомянуть знаменитую сцену конкурса по твисту в "Джек Рэббит Слимз". Открытые авто вместо столиков, официанты, загримированные под Элвиса Пресли и Мэрилин Монро, и неповторимые Траволта и Турман, танцующие, как  герои любимого фильма Тарантино — "Опасной банды" Жана-Люка Годара.  Вместе с "Криминальным чтивом" Квентин прибыл в Канны. Позднее там появились практически все исполнители главных ролей в картине. Именно во Франции они увидели фильм целиком и пришли в неописуемый восторг.  "Криминальное чтиво" было одним из фаворитов престижного фестиваля. Но рядом были и сильный фильм К. Кеслевского из серии "Три цвета", и "Утомленные солнцем" Н. Михалкова. Кстати, Никита Сергеевич был уверен, что именно его антисталинской картине достанется "Золотая пальмовая ветвь".
А вот Тарантино, догадываясь, что его фильм наградят (американскую делегацию попросили остаться на церемонию закрытия), рассчитывал на победу в каких-то отдельных номинациях.  Однако жюри, возглавляемое Клинтом Иствудом и Катрин Денев, присудило "Криминальному чтиву" "Золотую пальмовую ветвь.

Михалков был кровно обижен и оттаял лишь тогда, когда "Утомленные солнцем" вскоре получили "Оскара" за лучший иностранный фильм. А вот у "Криминального чтива" было семь номинаций на "Оскар", а в прокате только в США картина собрала 107 миллионов долларов.  После выхода этого фильма стало понятно, что теперь Тарантино может снимать что угодно и как угодно, — он уже вошел в историю мирового кинематографа. Он неповторим, невзирая на то, нравятся ли миру "Убить Билла" или "Бесславные ублюдки". 



Сайт управляется системой uCoz