Кинобизнес на пляже
Конкурс открывающегося в воскресенье семнадцатого "Кинотавра" состоит почти целиком из премьер. Формально регламент Открытого российского кинофестиваля этого не требует, но то, что ведущие прокатчики стремятся показать премьеры в Сочи, косвенно свидетельствует, что наш кинорынок хочет работать по принятым во всем мире схемам. Вопрос теперь в том, когда фестиваль начнет реально влиять на прокат.
До сих пор об этом можно было разве что мечтать. То, что называлось кинопроцессом, было для кинорынка как будто параллельной реальностью. Ни Открытый российский, ни Московский международный фестивали не давали сколько-нибудь ощутимого рекламного толчка даже победителям. Прокатные успехи "Бедных родственников" Павла Лунгина (прошлогоднего сочинского триумфатора), "Своих" Дмитрия Месхиева или картины Алексея Учителя "Космос как предчувствие" (победителей ММКФ-2004 и -2005 соответственно) были очень скромными. С другой стороны, ситуация с прокатом отечественных фильмов резко изменилась как раз за последний год, и не исключено, что фестивальные призы теперь окажутся не так далеки от кассы. А "Кинотавр" станет не только и даже не столько соревнованием, сколько важным местом "предпродажной подготовки" новых картин, от которой будет в какой-то мере зависеть их будущий успех в прокате.
Не случайно на пресс-конференции "Кинотавра" новое фестивальное руководство (генеральный продюсер Игорь Толстунов и президент холдинга "СТС Медиа" Александр Роднянский), сменившее в прошлом году команду Марка Рудинштейна, подчеркивало слово "кинобизнес". Впрочем, о том, что фестиваль становится менее светским и более деловым, заговорили еще прошлым летом — сразу после дебюта новой команды.
В этом году среди 15 конкурсных фильмов "Кинотавра" по меньшей мере два потенциальных хита. Во-первых — "Мне не больно" Алексея Балабанова (с Ренатой Литвиновой, Никитой Михалковым, Сергеем Маковецким). И во-вторых — "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова, причем фильм самого модного из столичных театральных режиссеров выходит в прокат одновременно с фестивальной премьерой и уже вовсю рекламируется в Москве.
Повышенное внимание прессы обеспечено также "Перегону" Александра Рогожкина, режиссерскому дебюту сценариста и телеведущей Авдотьи Смирновой — фильму "Связь", картине "Живой" Александра Велединского (который в своей предыдущей ленте "Русское" удачно перенес на экран раннюю прозу Эдуарда Лимонова) и "Эйфории" — кинодебюту одного из лидеров "новой драмы" Ивана Вырыпаева.
Кроме того, в этом году на "Кинотавре" впервые будет "фильм открытия" — в воскресенье фестиваль начнется показом "Острова" Павла Лунгина с Петром Мамоновым и Виктором Сухоруковым в главных ролях (вот, кстати, еще один вероятный хит). Особый статус картины подчеркнут и тем, что в конкурсе "Остров" не участвует.
Другое заметное нововведение — пересмотр списка фестивальных наград: к официальным призам, которые вручает жюри, добавлена премия за режиссуру. Зато убраны все призы общественных организаций, за исключением приза Гильдии киноведов и кинокритиков. Общий счет призов — девять, включая награду отдельного конкурса "Короткий метр". Председателем большого жюри будет Рустам Ибрагимбеков, жюри "Короткого метра" — документалист Виталий Манский.
Среди десятка внеконкурсных программ выделяется ретроспектива "90-е. Кино, которое мы потеряли". Название следует понимать совершенно буквально: по словам куратора программы — критика Ларисы Малюковой, копии многих российских фильмов, снятых в 1990-х, сегодня попросту утрачены. Причем речь не о проходных или неизвестных картинах — я вздрогнул, когда Малюкова назвала для примера фильм Томаша Тота "Дети чугунных богов" по сценарию Петра Луцика и Алексея Саморядова. Это, кстати, тоже к вопросу о кинопроцессе, который в 90-х у нас худо-бедно был (благодаря в том числе фестивалям и премиям), и кинорынке, которого не было.