Антон Мазуров: Венецию взволновала чистая экзистенция
61-й Венецианский международный кинофестиваль
2-й репортаж: Антон Мазуров: Венеция-61: Ночь с Тарантино прекраснее некоторых дней
3-й репортаж: Антон Мазуров: Овация для Ким Ки-Дука. Наручники для Тарантино. Высокий рейтинг — Майку Ли
Изматывающий ритм биеннале одиннадцать дней нисколько не снижал своих колебаний. К концу второй половины фестиваля звучных имен и интересных картин оставалась так же много, как и в самый его разгар.
Финал многолюдного венецианского забега завершился таким же беспорядком, как и весь маркомюллеровский фестиваль этого года, с его бесконечными очередями, постоянной часовой задержкой сеансов, абсурдными предутренними прогулками Джонни Деппа /Johnny Depp/ по красной лестнице и занятыми злоумышленниками местами самого "венецианского купца" Аль Пачино /Al Pacino/. Церемония была впервые перенесена с островка Лидо в Венецию в старинный классический "большой" театр "Фениче". В его оформлении — вся суть нового, повсеместно заваленного фальшивым золотом декора кинофорума, резко контрастирующая с интеллектуальным богатством программ.
На сцене во время церемонии награждения происходило что-то невообразимое. Ведущая вечера — незнакомая профессиональной кинотусовке сеньора-блондинка путала названия наград, не давала микрофон награждающим, гоняла награжденных из угла в угол сцены. Траурная Софи Лорен /Sophia Loren/, долго и не спеша, о чем-то говорила. Пресса, внимательно следящая за происходящим провинциальным действом, осуждающе гудела, реагируя на появление назначенных Сильвио Берлускони чиновников — руководителей студии "Чинечитта" и ТВ-компании "RAI" и жующими что-то физиономиям людей из "коза ностра" в ложах. Все это длилось мучительно долго.
Призы жюри во главе с ирландцем Джоном Бурманом /John Boorman/ распределило самым предсказуемым способом, наградив основными львами три экзистенциальные истории.
"Золотой Лев" увозит на острова прославленный певец пролетарского горя британец Майк Ли /Mike Leigh/ за его выдающуюся сагу о милосердии "Вера Дрэйк" /Vera Drake/ (2004). Картина с первого показа и до завершения фестиваля оставалось лидером рейтинга итальянской прессы. Микроскопическая Имельда Стонтон /Imelda Staunton/, исполнившая главную роль в этой сумрачной коричневато-зеленой ретро-драме, с трудом подняла врученную соотечественницей Хелен Миррен /Helen Mirren "Чашу Вольпи" за исполнение "лучшей женской роли".
Так же две значимые и почетные награды получил второй фаворит фестиваля и его публики — "Номер третий, железо" /3-iron/ (2004) Ким Ки-Дука /Ki-duk Kim/ (в корейской версии фильм называется "Пустой дом" /Empty House/, что более органично этой почти немой любовной истории). За модным корейцем в бейсболке остался приз Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) и "Серебряный лев" (специальная премия за режиссуру). В ответ Ким продемонстрировал третий глаз с густой бровью, нарисованный на левой ладони. Как-то это рифмовалось в его сознании с нежными образами собственного фильма.
Другого "Серебряного льва" (Гран-при жюри) вручили Алехандро Аменабару /Alejandro Amenabar/ за умное "Внутреннее море" /Mar adentro/ (2004), а состаренный в фильме Хавьер Бардем /Javier Bardem/ потрясал "Чашей Вольпи" как "лучший актер" мужчина, приняв ее из рук явно застеснявшейся и обомлевшей перед такой бычьей маскулинной мощью Скарлетт Йохансcон /Scarlett Johansson/. Загадочную награду за технические достижения получил и классик анимэ Хаяо Миядзаки /Hayao Miyazaki/, которого представлял всего лишь один из европейских продюсеров.
Танцующий на сцене старик Стэнли Донен /Stanley Donen/ чествовался "Золотым Львом" за его классические мюзиклы ("Поющих под дождем" /Singin' in the Rain/ (1952) еще знают все). А "Лев чести" был вручен на день раньше великому португальскому старцу, старейшему действующему режиссеру современности Мануэлю Де Оливейре /Manoel de Oliveira/. В 96 лет он продолжает оставаться предельно вменяемым, снимает свои тонкие и глубокие фильмы и представляет их, чуть ли не на каждом представительном кинофесте.
На фестивале вручалось и множество коллатеральных, наград, так что осталось ощущение, что никто не забыт и не обижен. Но очевидно, что множество картин, заслуживающих внимания критики и зрителя, заинтересованного, внимательного, сочувственного просмотра не отмечены призами. Из них, прежде всего, стоит отметить наиболее актуальные и концептуальные картины главной конкурсной программы:
— "Земля изобилия" /Land of Plenty/ (2004) Вима Вендерса /Wim Wenders/;
— "Перевертыши" /Palindromes/ (2004) Тодда Солондза /Todd Solondz/;
— "Внедрение" /Intrus, L'/ (2004) Клер Дени /Claire Denis/.
Мудрый седовласый Вендерс сложил ироничную политическую историю из мотивов своих основных, всегда ориентированных на современность и социальную актуальность фильмов (от "Положения вещей" /Stand der Dinge, Der/ (1982) до "Конца насилия" /End of Violence, The/ (1997)) и представил неожиданный и парадоксальный взгляд на Америку после 11 сентября.
Интеллектуальный Солондз в концептуальном гротеске через огромные свои старомодные очки желчно разглядывал американскую провинцию. Девочку 14 лет, мечтающую забеременеть и родить ребенка, но вынужденную родителями сделать аборт, играет СЕМЬ актрис разного пола и возраста, цвета кожи и с чудовищной разницей в весовых категориях. Сорокадвухлетняя звезда независимого американского кино Дженнифер Джейсон Ли /Jennifer Jason Leigh/ тоже без зазора вписалась в эту малолетнюю роль.
Клер Дени экранизировала роман французского философа-интеллектуала Жан-Люка Нанси /Jean-Luc Nancy/. В очередном ее кровавом гиньоле только мотивы и тайны и нет ни одного ответа. Дэвид Линч /David Lynch с его "Малхолланд Драйв" /Mulholland Dr./ (2001) просто ни в какое сравнение не идет. Атмосфера у Дени мрачная и иссушающая, а режиссура мощная и бескомпромиссная.
Шумный скандал задолго до Венеции вызвала картина Джонатана Глэйзера /Jonathan Glazer/ "Рождение" /Birth/ (2004). Николь Кидман /Nicole Kidman/ сливалась в изощренном засосе с мальчиком десяти лет, что вызвало предсказуемо-гневную реакцию пуританского сообщества США. Но в этой конкурсной картине поцелуй оказался девственным и материнским (возможно автор сам подчистил кадры). А вся концепция, обыгрывающая не новый сюжет о переселении душ (из тела покойного мужа Кидман в тело неприятного пацана) — вымученной. Автор желчного, почти сюрреалистического гротеска "Сексуальная тварь" /Sexy Beast/ (2000) на этот раз потерялся в собственном фильме, где заданная им горькая драма любящей женщины, не способной смириться со смертью близкого и любимого человека, воспринимается залом как глуповатая и затянувшая пародия невесть на что. Круглолицый мальчик преследует Кидман, требует, чтоб та не выходила замуж, лезет в ее ванну, женщина на это очень "ведется"... Все это выглядит неуместным и пошлым анекдотом, в конфликт с которой вступает драматичная режиссерская подача материала, вся выстроенная на крупных планах и трагических музыкальных аккордах.
Плодовитый классик, когда-то ассоциировавшийся с кинематографом "новой волны", как минимум с ее коммерческой ветвью, Клод Шаброль /Claude Chabrol/ представил очередную добротную экранизацию из кучи бестселлеров Рут Рендэлл /Ruth Rendell/ "Девичья честь" /Demoiselle d'honneur, La/ (2004). Во Франции экранизации этой знаменитой графоманки выходят два раза в год. И в очередной раз герои, шаг за шагом погружаются в безумие. Бенуа Мажимель /Benoit Magimel/ — в роли напряженного молодого человека, с симпатией относящегося к некому старинному бюсту. Скульптура осталась от покойного отца. Молодой человек встречает загадочную незнакомку, своей физиономией напоминающую ему любимый кусок мрамора. Любовная история же заводит зрителя в тупик, так как кто из двоих влюбленных глубже затонул в психическом заболевании непонятно, а гора трупов в шкафу становится все больше.
Полностью описать избыточное количество фильмов Венеции-61 — работа невозможная, для выпуска в прокат фильмов-событий у российских дистрибьюторов есть целый год. Следующая остановка — Венеция-62.