Чехосмотр
// Фестиваль фестивалей покажет чешскую ретроспективу
фестиваль кино
В отеле "Невский палас" прошла пресс-конференция, посвященная XIV Международному фестивалю фестивалей, крупнейшему в России внеконкурсному кинофоруму, который пройдет в Петербурге с 23 по 29 июня. Комментирует МИХАИЛ Ъ-ТРОФИМЕНКОВ.
Список "лучших фильмов — участников и призеров Международных фестивалей", которые войдут в основную программу, еще не обнародован. Однако уже известно, что на открытии будут показаны "Вокальные параллели" Рустама Хамдамова, живописца от кинематографа, самого потайного из отечественных режиссеров, за 40 лет снявшего лишь два с половиной фильма. А на закрытии — новый фильм Педро Альмодовара "Возвращение".
Фестиваль фестивалей явно проявляет тенденцию к экспансии: он впервые вторгнется на территорию, которая считалась заповедной зоной "Послания к человеку", международного фестиваля короткометражного, документального и анимационного кино. "Послание" обычно предшествовало по времени Фестивалю фестивалей и завершалось одновременно с его открытием. Но в этом году, оказавшись в почти безвыходной финансовой ситуации, "Послание" было вынуждено перейти под покровительство задуманного Марком Рудинштейном международного кинофестиваля "Санкт-Петербург" и, соответственно, изменить сроки проведения.
Теперь фильмы "Послания" можно будет увидеть с 18 по 31 июля, а Фестиваль фестивалей, получивший временную фору, продемонстрирует программы французского документального кино, короткометражного кино Литвы и молодых режиссеров со всего мира. Возможно, в этом есть определенная шпилька, которую Фестиваль фестивалей подпустил коллегам: его генеральный директор Александр Мамонтов отказался присоединиться к проекту господина Рудинштейна, не обнаружив, по его словам, у "Санкт-Петербурга" стройной фестивальной концепции.
Одним из главных событий фестиваля, безусловно, станет ретроспектива от "Экстаза" к "Чешскому сну" на гребне "новой волны", организованная совместно с петербургским Музеем кино и включающая в себя 11 фильмов, в основном созданных в эпоху "пражской весны" и после ее разгрома в 1968 году попавших в опалу, полную или частичную. Показ на ее открытии фильма Густава Махаты (1901-1963) "Экстаз" (1932) — событие мирового уровня. Первый в истории значительный чешский фильм мало кто видел, однако слышали о нем все. Благодаря сценам с совершенно обнаженной героиней он считается событием почти революционным, точнее, первым сражением сексуальной революции в кинематографе. Легендарную ауру вокруг фильма усиливает и то, что, когда актриса Хеди Ламарр (в титрах указана как Хеди Кеслер) вышла замуж, ее ревнивый и богатый муж посвятил жизнь тому, чтобы скупить все существующие копии фильма и вырезать оттуда наготу жены.
Завершится чешская ретроспектива фильмом Онджея Трояна "Желари", в 2003 году номинировавшимся на "Оскар" в категории "Лучший неанглоязычный фильм". Он также способен вызвать у зрителей шок, но не сексуального, а политического толка. История женщины, на протяжении двух лет нацистской оккупации приспосабливающейся к жизни глухой и патриархальной деревни, куда занесла ее судьба, завершается приходом советских солдат, которые ведут себя так, как в советском кино вели себя немецко-фашистские захватчики.