Код успеха — 977

// Объявлена программа Каннского фестиваля
фестиваль кино

17 мая открывается 59-й Каннский кинофестиваль. Как всегда, в его программе множество интригующих фильмов, которые хочется посмотреть. Как всегда, в ней почти нет российских фильмов. Точнее, в конкурсе вообще нет, а в "Особом взгляде" — всего один: "977" Николая Хомерики. Объявленную вчера программу комментирует АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

Начнем со звездного списка, который включает среди гостей Ривьеры Кирстен Данст, Одри Тоту, Хэлли Берри, Кейт Бланшетт, Брюса Уиллиса, Уилема Дефо, Боба Хоскинса и Тома Хэнкса. Не менее ярко засияют звезды-режиссеры во главе с президентом жюри китайцем Вонгом Кар-Ваем. Вместе с ним судьбу Золотой пальмовой ветви будут решать еще три режиссера: француз Патрис Леконт, палестинец Элиа Сулейман и аргентинка Лукреция Мартель. Чтобы разбавить режиссерское лобби, в жюри введены также два актера (Тим Рот и Сэмюэл Джексон) и три актрисы (Хелена Бонем-Картер, Чжан Цзии и Моника Беллуччи), так что актерская секция жюри численно оказалась даже сильнее. Церемонии открытия и закрытия проведет законный супруг госпожи Беллуччи французский актер Венсан Кассель. Будет и два параллельных жюри: одно, присуждающее "Золотую камеру" за лучший дебют, возглавят Люк и Жан-Пьер Дарденны (победители прошлогоднего Каннского фестиваля), а второе, которое будет судить короткометражный конкурс,- Андрей Кончаловский.

Перечислим самые громкие фильмы официальной программы. Это "Огни окраин" Аки Каурисмяки, заключительная часть трилогии о современной Финляндии (первые две — это "Уплывающие облака" и награжденный в Канне "Человек без прошлого"). Это "эпическая комедия" Педро Альмодовара с Пенелопой Крус "Возвращение". Это исторический байопик "Мария-Антуанетта" Софии Копполы, "Вавилон" Алехандро Гонсалеса, "Ветер, вырвавший ячмень" Кена Лоуча и "Кайман" Нанни Моретти — критическая стрела, пущенная вдогонку Берлускони. Несмотря на громкие режиссерские имена, художественный директор Тьерри Фремо определяет нынешний киносмотр в Канне по контрасту с предыдущим — "фестивалем больших авторов" — как "фестиваль риска". В программе будут и документальные фильмы — как, например, "Нация фаст-фуда" Ричарда Линклетера или документальная лента о Зидане. Горячими хитами фестиваля, призванными вызвать смерчи на набережной Круазетт, обещают стать "Код да Винчи" и очередная серия "Людей Х".

Отсутствие российских картин в конкурсе вот уже который год крайне болезненно для нашей киноиндустрии. Она становится одной из самых мощных производственных кинофабрик в Европе, но никак не может ни покорить западный рынок, ни занять передовые фестивальные позиции. Достаточно перечислить имена режиссеров, чьи новые фильмы могли появиться в Канне: это Алексей Балабанов, Василий Пичул, Павел Лунгин, Константин Лопушанский, Иван Дыховичный, а из более молодых — Кирилл Серебренников, Борис Хлебников, Александр Велединский, Иван Вырыпаев. Однако повезло только Николаю Хомерики с фильмом "977", который сделан в традиции метафизической фантастики, решенной, однако, более современными средствами, чем те, к которым привыкли поклонники Тарковского. Короткометражка Хомерики "Вдвоем" была награждена в Канне, сам он стажировался во Франции: это пример удачного соединения русских культурных корней и европейского образования.

Обычно в тех случаях, когда России не находится места в конкурсе, ей как большой державе дают некоторую компенсацию. Таковой можно считать назначение Андрея Кончаловского председателем жюри короткометражного конкурса. Но вспомнив, что несколько лет назад аналогичную роль выполнял Никита Михалков, следует скорее сделать вывод, что есть несколько избранных имен, которым в Канне всегда рады, даже если они принадлежат русским. Другого рода утешение — день российского кино, который пройдет в рамках фестиваля и для которого хозяева отобрали фильмы "Космос как предчувствие", "Пыль", "9 рота" и несколько короткометражек. Это мероприятие неофициальное, но обещает быть вполне приятным и полезным. Наконец, Илья Хржановский в компании с молодыми режиссерами других стран примет участие в работе программы "Ателье", которая должна помочь финансированию обещающих проектов.

"Чуть длиннее, чем у Люмьера"

Председатель одного из каннских жюри АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ ответил на вопросы Ъ.
- Каковы ваши ощущения от своей новой должности — председателя жюри короткометражного конкурса?

- В трех словах: я — очень — рад. Хочется, чтобы были хорошие картины, но это ведь не от меня зависит. Надеюсь, что отборочная комиссия выбрала фильмы одаренных людей, которым фестиваль поможет получить путевку в жизнь.

- Вы верите, что такие люди продолжают рождаться?
- В наши дни благодаря современной технике, дающей почти неограниченные возможности, снимать кино стало намного проще, чем двадцать лет назад. Это означает, что появляется много плохого, но таланты все равно не перевелись, и важно, чтобы именно они пробились в большой кинематограф.

- Как вы относитесь к короткой экранной форме?
- Вскоре сам собираюсь снять трехминутный фильм для программы юбилейного, 60-го Каннского фестиваля. Чуть длиннее, чем у Люмьера. Мне нравится короткая форма, главное, чтобы был не клип, а смысл.



Сайт управляется системой uCoz