Ради искусства режиссер заразил гонореей уральское село
Обладатель диплома "Телевидение в интересах общества", режиссер-документалист из Екатеринбурга Владимир Попов обвиняется в нарушении прав человека. Его фильм "Станция Лямур" за два года прошел фестивали в Екатеринбурге, Москве, Берлине и, наконец, попал недавно в каталог мировых киношедевров "INPUT", шокировав зрителей Сан-Франциско.
Выяснилось, что автор "Станции Лямур" обманным путем уговорил жителей одного из свердловских сельских поселений сняться в картине про венерические заболевания. Жители деревни Калач под Алапаевском и не подозревали, что у них эпидемия заболеваний, передающихся половым путем, а всех их снимают в роли больных гонореей.
Общественность деревни Калач пытается добиться справедливости. Дело в том, что ни медика, который в фильме предупреждает из радиодинамика, что гонорея ходит по деревне, и каждое утро в бинокль отслеживает с телевышки беспорядочные половые связи между соседями, ни самой гонореи в селе нет, а лица жителей снимали, не посвятив в замысел режиссера.
Как рассказала глава сельской администрации Людмила Кулыгина, режиссер сказал, что просто хочет снять, как они живут. "Фильм назовем философски — "Там, за горизонтом", — якобы сказал коварный режиссер. "Мы и подставили лица. А потом выдал свою "Станцию Лямур", — возмущается Кулыгина.
Телевышка, на которую в фильме забирался приезжий актер, фельдшер Дима, чтобы уличить жителей в порочных связях, находится рядом со станцией Калач. "Да все и так знают, кто к кому ходит. Чего разоблачать-то?" — пожимает плечами Кулыгина.
По словам женщины, режиссер попросил пожилых женщин изобразить перед камерой, что они находятся на приеме у врача. Все послушно шевелили губами, будто читают плакаты на стенах медпункта, а в фильме показали, что женщины сидели в очереди к гинекологу с венерическими проблемами, а кругом на стенах лозунги "Несмотря на стыд и срам — лучше сдаться докторам!"
Молодым жительницам села повезло еще меньше. "А какие девушки есть у нас в Калаче, — рассуждает за кадром главный герой фильма. — Да хоть Лена. Знаете ее? Ей бы в артистки или модели идти. А она все туда же".
Свое участие в съемках 22-летняя Лена уже не вспоминает, хотя после трансляции картины по местному телевидению в Алапаевске на нее показывали пальцем, а мать переживала, что теперь девушку даже с выдуманной гонореей никто замуж не возьмет.
"Попов сказал, что после съемок я стану свердловской звездой, — говорит 22-летняя Лена Загорулько. — Они надели на меня юбку, попросили закатать под ней штаны — и я изображала, будто сижу в самодельном гинекологическом кресле. Голые ноги тоже зачем-то снимали. Потом угостили шоколадкой за помощь".
Нынешний супруг Лены не видел картину: он во время всех показов по телевидению находился в заключении. Потом вернулся с зоны и женился на Лене. У них родился ребенок. "Зарабатывают они неплохо — продают самогон. И все-таки жаль девчонку. Могла бы уехать в город, как другие. А так застряла навсегда в этой дыре", — говорит о Лене Кулыгина.
Жители Калача узнали о клевете только после того, как "Станцию Лямур" показали по телевидению Свердловской области. Глава деревни Людмила Кулыгина хотела поговорить с режиссером, но встретиться с ним ей не удалось.
В администрации Алапаевска за Попова стоят горой. Начальник управления культуры Алапаевска Михаил Кузнецов говорит о Владимире Попове с уважением: "У нас в местном Союзе кинематографистов много режиссеров. Но Владимир Попов единственный работает на уровне мировых стандартов. И он получил общественное признание на недавней конференции. А деревенские все что-то переживают. Если бы не Попов, увидел бы жителей Калача Сан-Франциско? Да никогда!"
После обращений сельских жителей в прокуратуру авторы ленты поменяли жанр картины с "документального" на "документально-художественный". И теперь практически невозможно доказать, что жители за участие в фильме не получили ничего, кроме пятна в биографии.
"От венерических заболеваний у нас никто не вымирает, — говорит глава администрации, — Остарков — отравление спиртом, Щепотин, Меринов — суицид. Вот пьяный утонул. Или замерзли двое. Или еще один от туберкулеза скончался. Палочка Коха у нас в деревне присутствует. А о гонорее мы бы тоже слышали: все-таки медкомиссия раз в полгода приезжает. И гинеколог с ними".
Режиссер фильма Владимир Попов оправдывается: "Мало ли таких Калачей по России?". Якобы он в фильме имел в виду некий абстрактный Калач, а не тот, что рядом с его родным Алапаевском. Однако в картине про гонорею четко прописал маршрут до села — сначала по узкоколейке до деревни Санкино, а потом — на дрезине.
Режиссер, получивший премию "За гуманизм в искусстве", говорит: "Чего не сделаешь ради этого искусства? Многие великие творцы вообще шли на злодейство... Есть версия, что Микеланджело рисовал тело мертвого Христа с убитого человека. А я-то всего лишь внес художественные моменты в документальный фильм. Тем более проблема венерических заболеваний отражена в местной статистике. Она усиливает чувство безысходности от моей картины".