Диссиденты англоязычного мира
// Кинофестиваль франкофонии в Москве
показы кино
В рамках Дней франкофонии в Большом зале Центрального дома предпринимателя сегодня отрывается Кинофестиваль франкофонии. Комментирует АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.
Франкофоны гордятся тем, что в их межгосударственной организации состоят 63 страны, а 180 млн людей во всем мире говорят на французском как на родном языке. Однако никуда не деться от факта, что мультимедийный мир становится все более англоязычным; это особенно видно в сфере кинематографа, колонизированной Голливудом. Именно вопреки этой очевидности франкоязычный кинематограф демонстрирует завидную независимость и волю к жизни, оставаясь главным диссидентом англоязычного киномира.
Он единственный имеет свою систему звезд, которые, как правило (в отличие, например, от испаноязычных), даже не стремятся делать карьеру в Голливуде. Он не копирует голливудские модели, а если и делает это порой, то не слепо, а с учетом национальных культурных традиций. Он, в конце концов, не предал идеалов авторского кино, даже если последнее переживает не лучшие времена. Он становится все более мультиэтническим, феминизированным (среди нового поколения французских режиссеров победно доминируют женщины) и социально ангажированным. Французы, а вместе с ними и жители других стран, говорящих по-французски, обеспечивают прокат практически любого франкоязычного фильма. Словом, это успешно, хотя и не без проблем, функционирующая система.
Кинофестиваль франкофонии открывается фильмом "До вечера" режиссера Лор Дютийель, которая сама представит свою картину. Ее героиня — медсестра, переживающая смерть мужа. Несмотря на то что главную роль исполняет любимица публики Софи Марсо, фильм не имел широкого проката и незаслуженно остался в тени, так что зрителям фестиваля предоставляется довольно редкая возможность. В этот же вечер будет показан швейцарский комический роуд-муви "К югу от облаков" Жана Франсуа Амиге.
Среди фильмов второго дня фестиваля — бельгийский, франко-бельгийский и сделанный в Буркина-Фасо. Стоит обратить внимание на награжденную в Канне и удостоенную приза "Сезар" за лучший дебют года картину "С тех пор, как уехал Отар". Режиссер Жюли Бертусели сняла ее частично в Грузии, явно вдохновленная знакомством с Отаром Иоселиани, который, живя много лет в Париже, образует важный элемент городского мультикультурного пейзажа. Героини фильма — мать и дочь, которые живут письмами из Парижа от любимого сына и брата Отара. Актерский состав фильма интернационален: в нем снимались французы, грузины и русская парижанка Динара Друкарова.
Еще один довольно громкий фильм из франкофонной программы — "Дикая жизнь" Себастьена Лифшица (Франция-Бельгия) с актрисой-транссексуалом Стефани Микелини в главной роли и с русским эмигрантом в качестве одного из главных героев. Одним словом, любители франкофонии смогут увидеть кино, не похожее ни на стандартную коммерческую продукцию, ни даже на те французские арт-фильмы, которые обычно попадают на наши экраны.