От Бальзака и Рабле. Умер Клод Шаброль

Во Франции в возрасте 80 лет скончался один из основоположников "новой волны" — режиссер Клод Шаброль.

Когда в воскресенье стало известно о смерти Клода Шаброля, новостные издания Франции наполнились соболезнованиями, поступающими буквально со всех сторон — не только от кинематографистов, но и от чиновников и представителей власти. Николя Саркози заявил, что Шаброль "унаследовал изящество от Бальзака, а юмор и живость от Рабле". Жерар Депардье, сыгравший в последнем фильме режиссера "Беллами", вспоминал жизнерадостность Шаброля и печалился, что не может поверить в его кончину. Премьер-министр Франции заметил, что французское кино потеряло одного из главных мастеров, "который совершил революцию в стиле и технике, обратившись к реальной жизни". Директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо сказал, что манера Шаброля в большей степени классическая, чем у многих других представителей "новой волны", однако "в его классицизме было столько отваги, свободы и эрудиции, что триллеры Шаброля навсегда останутся уникальным явлением в истории кинематографа".

Сказать, что Клод Шаброль был для кино знаковой фигурой, — не сказать ничего. Ведь он стал одним из официальных лиц французской "новой волны", оказавшей влияние не только на киноиндустрию Франции, но и впоследствии на целое поколение голливудских режиссеров. Впрочем, как признавался позднее Шаброль, в идеи "новой волны" он, в отличие от своих соратников-леваков Трюффо и Годара, никогда толком не верил. Их объединяло только одно — все они были уверены в том, что кино должно уйти из студий с дорогостоящими декорациями в реальный мир.

Клод Шаброль родился в 1930 году в Париже, во время войны был эвакуирован в провинцию и уже тогда грезил съемками фильмов, хотя у его родителей имелись относительно сына совсем другие планы: отец будущего режиссера мечтал, чтобы Клод продолжил семейное дело и стал фармацевтом. Некоторое время Шабролю удавалось сопротивляться тяге к кинематографу — он освоил фармакологию и пытался учиться праву, однако все кончилось работой критиком в легендарной "Кайе дю Синема" бок о бок с Годаром, Трюффо, Ромером и Риветтом, которые совсем скоро войдут в историю как революционеры французского кино.

Наследство, полученное от бабушки женой Шаброля, позволило ему основать собственную компанию. Первым делом он спродюсировал короткометражку своего приятеля Риветта, а в 1958 году выходит лента уже самого Шаброля "Красавчик Серж", которая считается точкой отсчета "новой волны".

Пришедшее на смену большому стилю и приглаженной кинематографической реальности новое течение взялось за социальную критику и "правду жизни": герой "Красавчика Сержа" приезжает в родной город, чтобы обнаружить, что его друг детства спивается и катится по наклонной. Дальше последуют "Четыреста ударов" Трюффо и "На последнем дыхании" Годара, а вышедший в 1959 году следующий фильм Шаброля, "Кузены", в котором сталкиваются два характера — деревенский простачок и городской франт, — становится обладателем "Золотого медведя" Берлинского кинофестиваля.

Шаброль на протяжении почти всей карьеры поддерживал темп, снимая едва ли не по картине в год, лишь немного снизив темп в последние годы. В 2004-м выходит "Подруга невесты", в 2006-м "Комедия власти", в 2007-м "Девушка, разрезанная надвое", в 2009 году "Беллами". Бравшийся и за коммерческое кино, и за телепроекты, и за экранизации ("Мадам Бовари" по Флоберу, "Тихие дни в Клиши" по Миллеру),

Шаброль прославился как один из мэтров остросоциального кино, хотя и склонного, по его собственному признанию, видеть детектив во всем, вплоть до "Анны Карениной". Режиссера интересовала не только и не столько буржуазная драма, сколько собственно криминальная интрига и детектив. "Неверная жена", "Кровавая свадьба", "Мясник", "Пусть умрет зверь", "Чудовищная декада" — неспроста в 1957 году Шаброль выпускает на пару с Эриком Ромером книгу "Хичкок": именно этот режиссер оказал на него наибольшее влияние.

Всю жизнь снимавший чернуху, мрачные криминальные драмы, препарирующий пороки буржуазии и ужасы, скрывающиеся за фасадом тихой провинции, в жизни Клод Шаброль был веселым гедонистом. Трижды женатый, отец четверых детей, он был готов хохмить обо всем на свете. "В наши дни пицца приезжает быстрее, чем полиция", — говорил режиссер — и это лишь один из афоризмов человека, не стеснявшегося рассказывать, что, снимая свой первый фильм, он ничего не знал о процессе съемок, и, "когда мы приступили к первому плану и оператор захотел, чтобы я посмотрел в визир, я уткнулся в расположенный под ним штырь". Шаброль утверждал, что счастлив и ни о чем не жалеет, намеревался отмечать в Берлине 60-летие и 70-летие своей творческой деятельности и ставил себе шутливую цель: "Я собираюсь побить рекорд Мануэля де Оливейры, которому сейчас 101 год".

Сообщение о смерти режиссера поступило в воскресенье от официального представителя по культуре Франции. Официальная причина смерти еще не названа.



Сайт управляется системой uCoz