"Нетерпимость" Дэвида У.Гриффита в киноцентре "Родина"
28 августа в 20.30 в петербургском киноцентре "Родина" в рамках фестиваля "100 лет Голливуду: Немое кино + Живая музыка" пройдет показ одной из самых выдающихся и новаторских картин в истории кино "НЕТЕРПИМОСТЬ" ("Intolerance", 1916 г.), созданной режиссером Дэвидом Уорком Гриффитом. Тапер — Андрей Суротдинов, участник группы "Аквариум", композитор театра и кино, мультиинструменталист.
Показ фильма "Нетерпимость" приурочен к Дню российского кино — ведь влияние Дэвида Гриффита на русский кинематограф очевидно. Главные новаторы советского кино Сергей Эйзенштейн, Лев Кулешов, Леонид Трауберг и Дзига Вертов в своих кинематографических исследованиях использовали открытия Гриффита.
Дэвид У. Гриффит (David Wark Griffith) — один из самых выдающихся режиссеров в истории. Он сумел заглянуть в будущее кино и превратить создание фильмов в искусство. Он начал свою карьеру в 1908 году на студии "Biograph" в качестве сценариста и постановщика. Он одним из первых понял — кино может быть искусством, а не только ярмарочной забавой. Именно Гриффит начал последовательно создавать "язык" кино, его "словарь". Из фильма в фильм он исследовал возможности монтажа, планов, камеры, наполняя свои работы интеллектуальной составляющей и заставляя зрителей задуматься над увиденным.
Одним из первых режиссер оценил сильнейшее эмоциональное воздействие, производимое крупными планами, параллельным монтажом, съемкой в движении. Благодаря его фантазии и изобретательности, фильмы Гриффита отличались драматическим напряжением, сложностью романного повествования и живописной изысканностью. Гриффит раздвинул границы кинематографа, существенно пополнив арсенал выразительных средств.
В 1915 году Дэвид Гриффит снял фильм "Рождение нации", который вошел в историю как первый американский блокбастер. Успех был невероятным! Все средства, полученные от проката картины, режиссер вложил в создание главного фильма своей жизни и одной из самых новаторских картин, оказавшей огромное влияние на развитие мирового кинематографа, — "НЕТЕРПИМОСТЬ" (1916 г.).
Этой работой Гриффит перевернул представление о времени и пространстве. Картина нарушала логику повествования, одновременно рассказывая четыре разные истории, происходившие в четырех разных эпохах — в Вавилоне времен царя Валтасара, в Иерусалиме Иисуса Христа, во Франции в канун Варфоломеевской ночи и в начале XX века. Эпизоды связывал символический образ женщины (Лилиан Гиш), качающей колыбель. В многофигурном эпическом полотне режиссер экспериментирует с монтажом, планами, камерой, декорациями. Блестяще поставленные массовые сцены, пышные величественные постройки — фильм просто ошеломляет изобретательностью и смелостью.
Фильм стал самой дорогой постановкой того времени, обошедшейся своему создателю в 2 миллиона долларов! Но грандиозный эксперимент зрители оценить не сумели — в прокате картина прошла очень скромно. Даже критики и теоретики кино отнеслись к нему сдержанно. В СССР "Нетерпимость" вышла на экраны 89 лет назад и, по воспоминаниям режиссера Сергея Юткевича, "шла бурно, сопровождаемая топотом ног, свистом и негодующими криками зрителей в адрес "сапожника"-механика, по их мнению, перепутавшего порядок частей". Для большинства зрителей фильм оказался слишком сложным, но двух зрителей он просто ошеломил.
После просмотра "Нетерпимости" Сергей Эйзенштейн и Сергей Юткевич решили уйти из театра и стать кинорежиссерами. Так что без Дэвида Гриффита не было бы великого "Броненосца Потемкина"! Сегодня творение Гриффита изучают во всех киношколах мира по кадрам как пример виртуозного владения приемами и средствами кино. Идеалист и романтик, он сумел изменить отношение к кинематографу, сделав его искусством и открыв его безграничные возможности.
Что касается Андрея Суротдинова, то он уже уже дважды демонстрировал свое филигранное мастерство в проекте "Немое кино + Живая музыка": на показе фильма "Кабинет доктора Калигари" Роберта Вине и комедий с Гарольдом Ллойдом.