Летняя программа кинотеатра "Пионер" на "Стрелке"
В начале августа два уикенда подряд в Институте медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка" можно будет увидеть кинопрограмму, которую подготовила команда кинотеатра "Пионер".
В программу вошло семь картин, представляющих как разные направления в мировом кинематографе, так и противоположные взгляды на устройство городского пространства. "Тетро" — самый личный фильм великого Френсиса Форда Копполы. Другой фильм, вызывающий пристальный интерес зрителей по всему миру — это "Выход через сувенирную лавку" выдающегося уличного художника Бэнкси. Действие фестивальной жемчужины "А у вас который час?" Цая Мин-Ляня (фильм "Кино без границ") происходит происходит в Париже реальном и кинематографическом (не зря в кадре появляется талисман "новой волны" — Жан-Пьер Лео). На грани документалистики и игрового кино работают художники Жоана Хаджитомас и Халил Жорейеже, позвавшие на съемки в Ливан Катрин Денев и выстроившие вокруг этой поездки свою картину. Экспериментальная картина "Сити 24" обладателя "Золотого льва" Цзя Чжанке запечатлевает смену нескольких поколений в стремительно меняющемся Китае. И, наконец, не забыли и про классику: украсят смотр уникальная картина Александра Медведкина "Новая Москва", которую лично запретил Сталин, и короткометражный фильм "По поводу Ниццы" Жана Виго.
Расписание
6 августа "Тетро"
7 августа "А у вас который час?"
8 августа "Новая Москва", "По поводу Ниццы"
13 августа "Выход через сувенирную лавку"
14 августа "Сити 24"
15 августа "Я хочу видеть"
Начало всех сеансов в 23.00. Вход свободный.
ТЕТРО/TETRO, Френсис Форд Коппола, США-Италия-Испания-Аргентина, 2009, 127 минут
В каждой семье есть своя тайна, как гласит слоган фильма. В Буэнос-Айресе молодой человек по имени Бенни находит своего брата, покинувшего много лет назад деспотичного отца-дирижера и начавшего новую жизнь под псевдонимом Тетро. Тетро написал неоконченную автобиографическую книгу о правдивой истории их семьи, которая попадает в руки Бенни. Возможно, она прольет свет на их общее прошлое... Теперь можно с уверенностью сказать, что великий Фрэнсис Форд Коппола, автор "Крестного отца" и "Апокалипсиса сегодня" вернулся в большое кино. Первой его пробной работой после долгого перерыва в режиссуре стала "Молодость без молодости", а в "Тетро" он окончательно восстановил силы и снял изысканную формалистскую картину с безупречно выверенным кадром, названную авторитетным французским киноведческим журналом Cahiers du cinéma одним из лучших фильмов года. В роли Тетро — как всегда завораживающий своей актерской пластикой Винсент Галло, а одного из второстепенных героев играет Клаус Мария Брандауэр, ветеран классического европейского кино и любимый актер Иштвана Сабо.
А У ВАС КОТОРЫЙ ЧАС? /NI NA BIAN JI DIAN/, Цай Мин-Лянь, Тайвань-Франция, 2001, 116 минут (фильм "Кино без границ")
Cяо Кан торгует часами на улицах Тайпэя, чтобы заработать себе на жизнь. Через несколько дней после смерти отца он встречает юную девушку Шиан-Чжуй, которая, как выясняется, на следующий день уезжает в Париж. Обеспокоенный поведением матери, которая постоянно молит дух покойного отца вернуться на землю, Сяо Кан находит убежище в воспоминаниях о короткой встрече с Шиан-Чжуй. Пытаясь перекинуть мост через разделяющее их расстояние, он бегает по Тайпэю и переводит все часы на парижское время. Когда он смотрит фильм Франсуа Трюффо "400 ударов", у нее происходит странная встреча с постаревшей звездой этого фильма Жаном-Пьером Лео. Тем временем, в Париже Шиан-Чжуй сталкивается с событиями, которые, похоже, таинственным образом связаны с Сяо Каном.Фильм-участник конкурсной программы Каннского кинофестиваля (2001 год)
НОВАЯ МОСКВА, Александр Медведкин, СССР, 1938, 60 минут
Инженеры-москвичи, работающие на новостройке в Сибири, изобрели "живую модель Москвы", позволяющую увидеть, как изменится лик столицы, согласно сталинскому плану реконструкции. С этим чудо-изобретением в Москву отправляется самый молодой из авторов проекта. Как водится в комедии, герой попадает в забавные ситуации и любовные передряги. Эту историю, снятую известным документалистом-новатором Александром Медведкиным в 1938 г., Сталин лично запретил к показу. Что стало причиной запрета? Возможно эпизод, в котором "живая модель" вдруг поворачивает время вспять, возрождая под аплодисменты зала из руин старую Москву. Может быть, статуя Ленина на Дворце Советов стала раздражать вождя народов. Но фильм выжил, и современный зритель с ностальгией может увидеть частичку Москвы утраченной.
"Картина уникальна. В этом фильме предлагается некое архитектурное будущее Москвы. Будущее это не понравилось Сталину, и он картину запретил. Но сейчас у нас есть возможность посмотреть эту любопытнейшую ленту. К тому же там играют Даниил Сигал, знаменитый по тем временам человек, Нина Алисова, которая играла в "Бесприданнице", и так далее, один актер лучше другого", Иван Дыховичный
"Эксцентрическая комедия о путешествии в Москву юного конструктора Алеши, сделавшего "живой" макет будущей столицы. Коллизию фильма составляют любовные перипетии героя, встретившего в Москве свою любовь — Зою, а также лирико-комической пары — художника Феди и свинарки Оли на фоне тотальной реконструкции Москвы", Е. Марголит, В. Шмыров ("Изъятое кино")
ПО ПОВОДУ НИЦЦЫ /À propos de Nice/, Жан Виго, Франция, 1930, 25 минут
"Как лучше всего дать краткое описание фильма? Среди бумаг Виго сохранилось некое подобие пресс-релиза. "Жан Виго и Борис Кауфман только что закончили фильм "По поводу Ниццы". Голубое небо, белые дома, ослепительное море, солнце, цветы всевозможных оттенков, сердце, полное счастья: вот, на первый взгляд, атмосфера Ниццы. Но это только видимость города наслаждений, видимость эфемерная, мимолетная и проникнутая смертью. Помимо этого "приземленного" аспекта, молодые авторы "По поводу Ниццы" попытались показать эволюцию города". Этот пресс-релиз раскрывает совсем немного из намерений Виго. Позднее, когда он будет стремиться привнести в "Ниццу" немного чрезмерные идеологические амбиции, он более точно определит идеи фильма...", "Киноведческие записки"
"Если бы кинематограф был организован по принципу церкви, то первым и самым почитаемым святым и мучеником в его пантеоне, безусловно, стал бы Жан Виго", Михаил Трофименков ("КоммерсантЪ")
ВЫХОД ЧЕРЕЗ СУВЕНИРНУЮ ЛАВКУ /EXIT THROUGH A GIFT SHOP/, Бэнкси, США, 2010, 83 минуты
Бэнкси — это известный уличный художник и провокатор. Он создатель выдающихся граффити и очень востребованный человек в мире современного искусства, за работами которого гоняются музеи и частные коллекционеры (например, Брэд Питт и Джонни Депп). При этом он один из самых загадочных людей в мире, о котором известно чрезвычайно мало. В своем видеобращении к зрителям на Берлинале он так описал работу над своим первым фильмом: "Я полагаю, моей главной амбицией было снять такой фильм, который сделал бы для граффити то же, что когда-то сделал "Малыш-каратист" для восточных единоборств, такой фильм, который заставил бы каждого школьника схватить банку с краской и кинуться пробовать свои силы в этом виде творчества".
СИТИ 24 /ER SHI SI CHENG JI/, Цзя Чжанкэ, Китай, 2008, 107 минут
Городские власти решают снести старый завод в Чэнду, чтобы на его месте построить новый элитный жилой комплекс "Сити 24". В центре повествования — представители трех разных поколений: немолодые рабочие, отправленные в связи с закрытием завода на пенсию, управляющий заводом и молодые яппи, будущие жильцы элитного комплекса. Собранные вместе, их истории складываются в рассказ о сегодняшнем Китае.
"Цзя Чжанке, режиссера нашумевшего фильма "Натюрморт", часто относят уже даже не к "пятому", а к "шестому" поколению китайских кинематографистов. Новый фильм Чжанке — снова о городе, но не о старом и ушедшем под воду, а о новом (во всяком случае, в масштабах китайской истории). В 1950-х годах на территории принадлежащего раньше фабрике жилого комплекса было решено выстроить элитный многоквартирный дом. Чжанке показывает нам три поколения китайцев — рабочих, менеджеров и совсем молодых "яппи", — как-то связанных с этой историей. Фильм создан на стыке документального, игрового и "псевдодокументального" кино", Мария Кувшинова (OpenSpace).
Фильм-участник конкурсной программы Каннского кинофестиваля (2008 год)
Я ХОЧУ ВИДЕТЬ /JE VEUX VOIR), Жоана Хаджитомас, Халил Жорейеже, Франция-Ливан, 2008
Летом 2006 года Израиль начал военную операцию в Южном Ливане в ответ на ракетные удары и захват в заложники двух солдат ливанской организацией "Хезболла". Несколькими месяцами позже Катрин Денев приезжает в столицу Ливана Бейрут, чтобы принять участие в благотворительном приеме. Осведомленная о событиях не более, чем любой другой житель Европы с помощью телевидения, госпожа Денев решает составить собственное впечатление о стране и почувствовать местный воздух после произошедших событий. Вместе с режиссерами Халилем Жорейеже и Жоаной Хаджитомаc и местным актером Раби Мруэ, Денев отправляется на машине на юг Ливана. Конечный пункт их путешествия — разрушенная деревня. Странный и по-настоящему увлекательный экспериментальный фильм, снятый в эстетике роуд-муви. Его авторы, художники-выходцы из Ливана, нашли и смогли реализовать остроумное решение для темы войны и контакта культур. Мы видим руины, принесенные очередной войной и невероятную природу неизвестного нам Ливана глазами великой актрисы. Фильм снят оператором Жюльеном Хиршем (премия "Сезар-2007"): запыленные холмы и шоссе, обломки бетона и портреты главных героев сквозь лобовое стекло забыть невозможно.
"В своем фильме Хаджитомас и Жорейеже практически уничтожают грань между документалистикой и игровым кино. По их словам, примерный сценарий был ими написан, но актеры всё больше импровизировали, чему поверить не так просто — уж слишком цельный получился фильм", Борис Нелепо (OpenSpace)
Фильм-участник программы "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля
Адрес Института медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка": Берсеневская наб., 14, стр. 5А