R.I.P. Вонетта МакГи (1945-2010)
9 июля в возрасте 65 лет в Беркли, штат Калифорния, от остановки сердца умерла актриса таких фильмов, как "Блэкула", "Шафт в Африке" и "Белое безмолвие", обладательница самых выразительных и прекрасных глаз среди актрис жанра "блэксплотейшн". Режиссер Алекс Кокс вспоминает ее по просьбе издания Guardian.
Актриса Вонетта МакГи, умершая в возрасте 65 лет после сердечного приступа, была героиней фильмов жанра "блэксплотейшн" 1970-х, но я следил за ее карьерой, потому что она также сыграла в величайшем из всех итальянских вестернов, "Великом безмолвии" /Il Grande Silenzio/ Серджо Корбуччи. Это был 1983-й год, и у меня тогда была счастливая возможность заниматься съемками своего фильма, "Экспроприатор" /Repo Man/. Для малобюджетного фильма актерский состав был довольно большим. Кто в него только не входил: актеры из Нью-Йорка, игравшие по системе Станиславского, панки из хардкоровой тусовки Лос-Анджелеса и беглецы из театра, но среди них, как я вскоре выяснил, была лишь одна звезда.
Нет, в поведении Вонетты не было какой-то звездности. Она была вполне доступной и профессиональной, всегда была заодно с коллективом. Тем не мене из всех актеров, занятых в моем фильме, у Вонетты было больше всех почестей — ей довелось играть вместе с Жаном-Луи Трентиньяном, Клаусом Кински, Клинтом Иствудом и Сиднеем Пуатье.
Лоренс Вонетта МакГи — названная в честь отца — родилась в Сан-Франциско. Ее семья прочила ей карьеру в юриспруденции, и она начала изучать право в Государственном колледже Сан-Франциско, но там она записалась в любительский театр, и с той поры не мыслила себя без сцены. Вонетта бросила колледж, так и не закончив обучение, и присоединилась к диаспоре американских актеров — как опытных, так и начинающих — переехавших в 1960-х в Рим в поисках работы на киностудии Чинечитта.
В ее фильмографиях первым фильмом значится "Фаустина" /Faustina/, комедия, поставленная в 1968-м году режиссером Луиджи Мартини, но "Великое безмолвие" был снят годом раньше, и вышел в кинотеатрах Италии под Рождество 1967-го года. В фильме Вонетта играла роль женщины-первопроходца, чей муж-преступник был убит охотником за головами, которого сыграл Кински. Она нанимает немого стрелка по прозвищу Безмолвие — которого великолепно исполнил Трентиньян — чтобы покарать убийцу, таким образом дав начало мрачным, трагическим и ужасным событиям фильма Корбуччи.
Вонетта была превосходна в роли Полин, помешанной на мести вдовы. Она обладала необычной красотой: высокая, темнокожая, с безразмерными и выразительными глазами. Компания "20-й век Фокс" купила права на фильм, но затем положила его на полку, сочтя его тон черсчур пессимистичным. Но он оказал огромное влияние на других режиссеров (Иствуд попытался переснять его под названием "Джо Кидд" /Joe Kidd/, а в кресле режиссера был Джон Стерджесс), а Вонетту после него начали брать на роли в американских фильмах.
Пуатье позвал ее обратно в США, чтобы она сыграла вместе с ним в фильме "Пропавший" /The Lost Man/ (1969). В следующем году она сыграла в фильме Джона Хьюстона "Кремлевское письмо" /The Kremlin Letter/. После этого вышла серия фильмов жанра блексплотейшн, благодаря которым она прославилась — "Блакула" /Blacula/, The Big Bust-Out (оба фильма 1972-го года) и "Шафт в Африке" /Shaft in Africa/ (1973). По сути дела, это были жанровые фильмы, в которых вместо белых актеров снимались чернокожие. Они сразу же стали пользоваться огромной популярностью у зрителей, но критики принимали их презрительно, либо вовсе игнорировали.
Вонетте не нравился ярлык "блэксплотейшн": она гордилась ролями чернокожих и сильными, властными персонажами, и вовсе не считала это какой-либо эксплуатацией. Она была умной женщиной, и видела различия между этими фильмами и другими популярными развлечениями, неважно, какой цвет кожи был у звезд.
Затем она сыграла в фильме Иствуда "Санкция на пике Эйгера" /The Eiger Sanction/ (1975) и появилась в огромном количестве эпизодических ролей на телевидении. Потом у Вонетты начались проблемы со здоровьем, и она взяла перерыв в актерской деятельности. "Экспроприаторы" стал ее возвращением на большой экран. Во время съемок фильма я постоянно расспрашивал ее о "Великом безмолвии" и работе с Серджо Корбуччи. Она рассказала мне, что он был крайне вежливым мужчиной (что очень гармонирует с бесчинствами и садизмом, которым пропитаны его лучшие работы). "И он никогда не пытался даже приставать ко мне! На съемках обычно присутствовала его жена, Нори, и похоже, что они были весьма счастливой парой. Они создавали отличную атмосферу, в которой работалось легко".
Таковы были два урока, которые Вонетта преподала начинающему режиссеру: никогда не пытайся приставать к своей основной актрисе, и позаботься о хорошей атмосфере, настраивающей актеров на творческий лад. Это были великолепные советы. В "Экспроприаторах" она была невероятно элегантной, и в то же время отлично смотрелось в роли героини боевика: смачно бросалась в драку, неумолимо уничтожив в одной из сцен пару светловолосых скотин, которых играли Бифф Йигер и Стив Мэтсон.
В середине 1980-х Вонетта появилась в сериале "Кегни и Лейси" в роли жены детектива, которого играл Карл Ламбли. Они с Карлом поженились в 1986-м году, и у них родился сын Брэндон. В 1990-м году она появилась в отличном фильме Чарльза Бернетта "Заснуть во гневе" /To Sleep With Anger/ вместе с Саем Ричардсоном и Дэнни Гловером. Ее роль была небольшой, но запоминающейся.
В прошлом году, набирая актеров в Лос-Анджелесе для своего очередного фильма, я попытался разыскать Вонетту, чтобы предложить ее роль опять. Но мне сказали, что она "абсолютно отошла от дел", и сейчас живет со своей семьей близ Сан-Франциско.
После нее остались Карл и Брэндон, а также ее мать, Альма, три брата и сестра.