Берлинале и женская доля
56-й Берлинале завершился под пение Нины Хаген. Она на сцене в синем трансвеститском парике и белом фартучке изображала официантку в кабаре и разносила шампанское награжденным и награждающим. Как и в прошлом году, удивление вызвал финальный победитель, получивший "Золотого медведя". По воле жюри, возглавляемого Шарлоттой Рэмплинг, им чуть ли не впервые в истории фестиваля стала женщина — Ясмина Жбанич. И впервые же такой серьезной наградой был премирован боснийский фильм с именем города в заголовке — Grbavica. Какой-то уверенной режиссуры, удивительного визуального решения или необычной актерской игры фильм не предлагает. От всех картин конкурса "Грбавица" отличается лишь простотой и искренность. Это современная история матери одиночки и ее 14-летней дочери, считающей себя дочерью шахида. Всего несколько дней их жизни, наполненных простыми ежедневными заботами. Награда экуменического жюри и Peace Film Award также отметили эту картину. Очевидно, что при выборе победителей жюри фестиваля избрало определенную стратегию и успешно выполнило ее.
Гран-При жюри было разделено на двух "Серебряных медведей", призванных примирить Иран и Данию. Дебютанка Пернилла Фишер Критенсен с ее мыльной трансвеститской love story "Мыло" (En Soap) плакала и тряслась на сцене от волнения, хотя за десять минут до этого уже получала медвежонка за "лучший дебют" и слышала предупреждение директора фестиваля Диттера Кослика, что медвежонок "вырастет быстро". А один из столпов иранского кинематографа Джафар Панахи был спокойно благодарен жюри. Его "Вне игры" (Offside) — футбольная цифровая комедия с переодеваниями — один из самых концептуальных фильмов в целом не сильного конкурса.
Американский кинематограф был проигнорирован полностью. Не заинтересовалось жюри ни мюзиклом оскаровского юбиляра Роберта Олтмана A Prairie Home Companion, который оставался до конца фестиваля лидером рейтинга немецкой прессы. Ни смешной старческой комедией Сидни Люмета "Я виноват!" (Find Me Guilty), где молотобоец Вин Дизель удачно сыграл свою первую драматическую роль — итальянского мафиозо, выступающего на суде против его "семьи" собственным адвокатом. Ни гламурной героиновой историей Нила Армфилда "Леденец" (Candy) с Хитом Леджером и Джеффри Рашем.
Зато, как и положено, на Берлинском фестивале, отмечены были все немецкие картины конкурса. Ханс-Кристиан Шмид, снявший очевидно самую сильную картину программы — "Реквием" (Requem), аплодировал исполнительнице главной роли в его ретро-драме Сандре Хюллер, получившей серебряного мишку за "лучшую женскую роль". "Реквием", основан на тех же реальных событиях, которые взволновали хоррор-мейкера Скотта Дерриксона в его "Шести демонах Эмили Роуз". Но картина Шмида — об ужасах другого рода. Это кристальная трагедия девушки из маленького городка, воспитанной по аскетичным религиозным правилам, вбитых в нее родителями с самого раннего возраста. Первые же радостные столкновения с реальной жизнью — переезд в другой город, учеба в университете, влюбленность, разрушают эту стеклянную искусственную основу воспитания. Не имея никакой иной сущности внутри себя Михаэла считает, что в нее вселился дьявол, а взволнованные родственники приступают к его изгнанию. За сутки до вручения главных призов жюри Международной федерации кинопрессы (FIPRESCO) отдало режиссеру свою награду за "Реквием".
Сразу два немецких актера были отмечены за их мастерство. Как "лучший актер" медведя получил коротышка Мориц Бляйбтрой, ничего особо необычного и нового не добавивший к своему спорному умению, отыграв главную роль в экранизации "Элементарных частиц" Мишеля Уэльбека. "Элементарные частицы" (Elementarteilchen) Оскара Ройлера — фильм грубый и примитивный, лишенный драматургической энергии и желчной иронии, пропитавшей французский роман.
Юрген Фогель был отмечен за "художественный вклад". Его главная роль в мрачной трехчасовой цифровой драме Матиаса Глазнера "Свободная воля" (Der Freie Wille) — задевающая трагедия маньяка-насильника, безнадежно пытающегося очиститься от своего темного импульса и наладить нормальную человеческую жизнь. Этой же картине отдала свой голос Ассоциация артхаусных кинотеатров Германии.
"Серебряный медведь" за "лучшую режиссуру" заслуженно вручен концептуальному и актуальному цифровому проекту бритов Майкла Уинтерботтома и Мэта Уайткросса "Дорога на Гуантанамо" (The Road To Guantanamo). Два года назад получивший "Золотого медведя" за неожиданную афганскую драму "Весь этот мир", работоголик Уинтерботтом остается ярким режиссером-гуманистом, способным проникать в параллельные стандартному европейскому мышлению реальности. Так его герои — реальные англичане-мусульмане, пленные с американской военной базы на Кубе, а весь игровой фильм — реконструкция событий, произошедших с ними в печально известной и незаконно существующей военной тюрьме. Получая серебро, режиссер вывел на сцену своих главных героев, однозначно напоминающих Хаттаба и Басаева.
Приз основателя Берлинале Альфреда Бауэра достался аргентинскому минималистскому гиньолю Родриго Морено "Ангел-хранитель" (El Custodio), где пожилой телохранитель министра отправляет свой "объект" заботы на Небеса. А самая смешная награда за "лучшую музыку" по ошибке досталась гонгконцу Питеру Каму, наполнившему любовную историю "Изабелла" (Isabella) Хо-Чунь Пэна известными композициями знаменитой португальской группы, исполняющей музыку фадо — "Madredeus".
Фест закрылся, в очередной раз вписав кинематограф в актуальность и не добавив в копилку киноискусства новых режиссерских имен, и даже не поразив зрительский глаз, как удалось это сделать здесь же в Берлине в прошлом году "Капризному облаку" Цай Мин-Ляня.