Популярность артхаусного кино в России в 29 раз ниже, чем в Норвегии, и в 4 раза – чем в Мексике. Но по любви к Голливуду мы обогнали даже США.
Результаты исследования индекса интереса кинотеатральной аудитории к некоммерческому и мейнстримовому кино.
Результаты исследования индекса интереса кинотеатральной аудитории к некоммерческому и мейнстримовому кино демонстрируют — в плане артхауса Россия позади планеты всей. Зато голливудские блокбастеры в России смотрят даже более ударными темпами, чем на их родине — в США.
Президент "Кино без границ" Сэм Клебанов провел исследование, сравнивающее сборы фестивальных артхаусных хитов в России со странами Европы, Азии и Америки. В выборку вощли 12 фильмов, хитов мирового артхаусного проката — каннские победители и призеры последних лет, а также победившая в Берлине картина "Свадьба Туи", награжденный Гран-при Трайбеки шведский фильм "Впусти меня" и наиболее заметные американские авторские картины 2009 года — "Сокровище" и "Серьезный человек". Были посчитаны общие сборы этих картин по семи странам Европы, четырем — Латинской Америки, а также Южной Кореи и США. Как и следовала ожидать, сборы по выборке фильмов практически везде оказались значительно выше, чем в России (в Норвегии — в 3,6 раза, в Мексике — в 3, а в США — в 38 раз).
Уступил России лишь Уругвай (с населением 3,5 млн/ чел). Далее сборы были пересчитаны на душу населения (после чего Норвегия обогнала Россию уже в 103 раза, а Уругвай — в 11 раз!) и скорректированы с учетом соотношения экономических показателей стран (ВВП на душу населения расчитанный по методу паритета покупательной способности). При расчетах из выборки были исключены местные картины (например, не учитывались сборы "Гоморры" в Италии, "Сокровища" в США и "Белой ленты" в Германии) — так как предметом исследования было выяснение интереса именно к иностранным артхаусным картинам.
Сборы артхаусного кино в России и мире — Таблица №1 в Приложении.
За единицу было принято количество денег, потраченных в среднем каждым российским жителем на посещение кинотеатра по данной выборке. Если считать интерес зрителя к качественному арт-кино условным показателем его интеллигентности и открытости, то выводы оказываются крайне неутешительными для России, которая в разы, и даже в десятки раз уступает остальным странам: Испании — в 42 раза, Норвегии — в 30 раз, Мексике — почти в 4 раза, и почти в 6 раз — США. Ближе всех к России Южная Корея (2,55), и то за счет того, что в этой стране действует весьма жесткая система квотирования зарубежных фильмов и очень сильная местная киноиндустрия.
Расчет индекса интереса киноаудитории к артхаусному кино — Таблица №2 в Приложении
Являются ли столь низкие показатели российского артхаусного проката признаком отсутствия культуры восприятия более "сложного" авторского кинематографа, или же в этом виновата общая отсталось кинопрокатной индустрии? Иными словами — кто виноват, зритель или кинотеатры с прокатчиками?
Сводный индекс смотрения артхауса
Сводный индекс смотрения (артхаус) | |
Россия | 1,00 |
Ю. Корея | 2,55 |
Мексика | 3,93 |
Бразилия | 5,24 |
США | 5,67 |
Аргентина | 10,05 |
Уругвай | 12,87 |
Германия | 13,30 |
Финляндия | 20,71 |
Швеция | 24,23 |
Италия | 24,27 |
Греция | 24,56 |
Норвегия | 29,91 |
Испания | 42,02 |
Для того, что ответить на этот вопрос было проведено аналогичное исследование по выборке из 11 голливудских блокбастеров, собравших в России более 14 миллионов долларов. И оказалось, что в своей к любви к "Аватару", "Железному человеку", "Трансформерам" и "Терминатору" российский зритель легко взял реванш за поражение на "артхаусном фронте".
Сборы массового коммерческого кино в России и мире — таблица №4 в Приложении
По общим сборам "блокбастерной выборки" Россия заняла в группе из 14 стран почетное третье место, уступив лишь США и Германии, и оставив позади себя такие страны, как Италия, Испания, Мексика и Бразилия. Ту же Норвегию (где общие сборы артхауса в 3,6 раза выше российских) Россия обогнала по выручке голливудского кино в целых 6,5 раз!
Также, как и в случае с артхаусной таблицей был рассчитан итоговый коэффициент, учитывающий население страны и ее ВВП на дущу населения. Российский показатель был принят за 1, показатели остальных стран рассчитывались в пропорции к российскому. В итоговой таблице Россия вновь оказалась на высоте, заняв 5-е место. Правда, норвежцы вновь, хоть и незначительно, обогнали россиян с коэффициентом 1,28 (напомним, что по артхаусу аналогичный коэффициент Норвегии — 29,91,). Но самым удивительным выводом из исследования оказывается то, что по сборам блокбастеров на душу населения (с учетом разницы в ВВП) Россия обогоняет не только такие европейские страны, как Германия и Италия, но и страну все эти блокбастеры производящую — США (коэффициент 0,86). Помимо прочего это означает и то, что российская индустрия кинопроката в настоящее время находится на том уровне, который более-менее соответствует количеству населения страны и ее экономическим показателям.
Расчет индекса интереса киноаудитории к коммерческому кино — таблица №5 в Приложении
Таблица №6
Сводный индекс смотрения (мейнстрим) | |
Аргентина | 0,53 |
Уругвай | 0,53 |
Бразилия | 0,65 |
Греция | 0,71 |
Финляндия | 0,79 |
США | 0,86 |
Мексика | 0,89 |
Германия | 0,94 |
Италия | 0,99 |
Россия | 1,00 |
Испания | 1,09 |
Швеция | 1,21 |
Норвегия | 1,28 |
Ю.Корея | 1,30 |
Также стоит заметить, что квотирование ничуть не помешало популярности голливудского кино в Корее (первое место в таблице с показателем 1,30). Интересно и то, что в таких странах, как Аргентина и Уругвай, голливудские блокбастеры почти в 2 раза менее успешны, чем в России, зато артхаус — в 10-13 раз популярнее.
Все данные по кассовым сборам были взяты с сайта boxofficemojo.com, или предоставлены прокатными компаниями. Данные о ВВП и количестве населения — из Википедии.
"Кино без границ" и сайт Arthouse.ru крайне интересует, какие выводы сделали читатели и зрители из этих данных, и мы готовы выслушать ваши соображения и умозаключения по этому поводу. Нам кажется, что полученный результат может стать поводом для широкой общественной дискуссии. Почему в том, что касается кинематографический культуры (а ее можно считать зеркалом общего интеллектуального и культурного уровня) Россия является глухими задворками не только Европы, но и мира? Должны ли российские кинотеатры, прокатчики, зрители гордится своими успехами в области зарабатывания денег для гигантских киноконгломератов Голливуда, или пора уже бить тревогу о вымирании немейнстримовского авторского кино на российских экранах? И нет ли связи между качественно-низким уровнем киносмотрения в стране и тем незавидным состоянием в котором пребывает сегодня российская киноиндустрия? Присылайте на адрес miller@arthouse.ru - наиболее интересные мнения будут опубликованы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Скачать таблицы с Индексом интереса кинотеатральной аудитории к артхаусному и коммерческому кино можно в формате .xls здесь
Таблица №1
Сборы артхаусного кино в России и мире
Фильм* | Россия | Норвегия | Финляндия | Швеция | Германия | Италия | Испания | Греция | Мексика | Бразилия | Уругвай | Аргентина | Ю. Корея | США |
Скафандр и бабочка | $154 985 | $326 753 | $115 788 | $299 062 | $2 090 635 | $750 003 | $356 647 | $47 524 | $351 504 | $429 100 | $3 306 | $105 015 | $174 560 | $6 003 227 |
Серьезный человек | $150 931 | $350 701 | $210 475 | $178 296 | $1 812 097 | $3 644 266 | $1 328 026 | $198 893 | $137 186 | $343 187 | $25 622 | $149 243 | $53 793 | $9 228 768 |
4 месяца, 3 недели, 2 дня | $73 703 | $145 454 | $197 888 | $230 455 | $279 604 | $894 595 | $1 063 172 | $360 678 | $143 501 | $221 167 | $19 778 | $203 767 | $51 173 | $1 198 208 |
Белая лента | $68 116 | $269 985 | $91 087 | $5 601 024 | $815 851 | $2 278 249 | $569 470 | $343 187 | $167 117 | $2 222 862 | ||||
Класс | $50 270 | $439 478 | $57 902 | $172 283 | $985 081 | $2 223 910 | $ 1 876 570 | $575 050 | $34 583 | $610 089 | $29 544 | $301 798 | $44 489 | $3 766 810 |
Гоморра | $49 466 | $185 172 | $69 987 | $569 845 | $1 231 245 | $17 665 830 | $3 282 402 | $332 145 | $102 605 | $181 576 | $15 855 | $254 128 | $1 579 146 | |
Дитя | $44 392 | $46 554 | $10 521 | $437 162 | $128 950 | $68 065 | $22 035 | $143 233 | $38 961 | $651 941 | ||||
Впусти меня | $34 144 | $162 047 | $58 153 | $1 602 993 | $1 528 033 | $654 551 | $1 304 820 | $119 535 | $65 587 | $172 087 | $468 179 | $2 122 065 | ||
Вальс с Баширом | $23 176 | $78 958 | $8 397 | $50 863 | $785 729 | $1 041 913 | $282 886 | $235 425 | $45 417 | $111 235 | $39 092 | $2 283 849 | ||
Сокровище | $22 680 | $394 361 | $265 570 | $555 381 | $1 234 336 | $ 2 794 276 | $859 206 | $927 316 | $46 212 | $303 251 | $47 566 524 | |||
Свадьба Туи | $7 905 | $40 587 | $67 001 | $789 823 | $758 239 | $319 208 | $7 166 | $4 050 | $88 148 | |||||
Аквариум | $21 766 | $104 203 | $348 574 | $268 501 | $374 675 |
*выборка ограничена количеством артхаусных фильмов, находившихся в прокате большинства указанных стран.
Таблица №2
Расчет индекса интереса киноаудитории к артхаусному кино
Страны | Общие сборы | Население (млн чел) | Пропорция (потрачено 1 жителем на просмотр)* | ВВП на душу населения (ППС)** | Индекс смотрения с учетом ВВП (ППС) |
Россия | $701 534 | 141,927 | 1,00 | $14 919 | 1,00 |
Норвегия | $2 544 253 | 4,885 | 105,37 | $52 561 | 29,91 |
Россия | $667 390 | ||||
Швеция | $2 573 368 | 9,354 | 58,50 | $35 965 | 24,27 |
Россия | $559 355 | ||||
Финляндия | $984 160 | 5,360 | 46,59 | $33 556 | 20,71 |
Россия | $635 376 | ||||
Германия | $10 736 583 | 81,578 | 33,39 | $34 212 | 14,56 |
Россия | $607 622 | ||||
Италия | $11 220 490 | 60,231 | 47,27 | $29 109 | 24,23 |
Россия | $657 142 | ||||
Испания | $ 15 757 | 45,989 | 83,61 | $29 689 | 42,02 |
Россия | $657 088 | ||||
Греция | $2 574 876 | 11,306 | 49,19 | $29 881 | 24,56 |
Россия | $603 747 | ||||
Мексика | $1 807 654 | 111,212 | 3,82 | $14 495 | 3,93 |
Россия | $637 719 | ||||
Бразилия | $3 188 892 | 192,273 | 3,69 | $10 513 | 5,24 |
Россия | $502 035 | ||||
Уругвай | $140 317 | 3,494 | 11,35 | $13 163 | 12,87 |
Россия | $ 648 687 | ||||
Аргентина | $1 799 639 | 40,134 | 9,81 | $14 560 | 10,05 |
Россия | $517 794 | ||||
Ю. Корея | $874 297 | 50,062 | 4,79 | $27 978 | 2,55 |
Россия | $527 923 | ||||
США | $ 20 290 931 | 309,434 | 17,63 | $46 381 | 5,67 |
*За единицу принято количество денег, потраченных в среднем каждым жителем на посещение кинотеатра в России по данной выборке **ВВП — Валовый Внутренний Продукт; ППС — Паритет Покупательной Способности
Таблица №4
Сборы массового коммерческого кино в России и мире
Фильм | Россия | Норвегия | Финляндия | Швеция | Германия | Италия | Испания | Греция | Мексика | Бразилия | Уругвай | Аргентина | Ю.Корея | США |
Аватар | $112876550 | $ 14 221 366 | $5 070 264 | $23 287 130 | $144 594 317 | $86 268 123 | $98 747 823 | $10 648 534 | $44 229 043 | $58 218 829 | $1 195 413 | $13 468 594 | $110 265 398 | $749 210 000 |
Алиса в стране чудес | $42 087 607 | $4 595 423 | $3 524 009 | $6 943 149 | $37 190 190 | $39 952 697 | $29 067 145 | $2 985 480 | $31 347 734 | $25 815 990 | $506 768 | $8 225 163 | $17 954 737 | $333 637 000 |
Битва титанов | $24 542 535 | $1 309 975 | $798 908 | $1 878 400 | $15 747 070 | $9 575 282 | $1 063 172 | $4 714 447 | $21 668 067 | $8 859 361 | $ 226 854 | $3 954 668 | $19 243 830 | $161 440 090 |
Как приручить дракона | $23 429 450 | $2 519 262 | $489 216 | $2 737 493 | $15 385 902 | $7 705 879 | $12 271 805 | $1 310 077 | $14 362 388 | $12 262 845 | $205 052 | $2 133 083 | $7 492 047 | $213 885 000 |
Шерлок Холмс | $16 494 393 | $3 196 245 | $1 582 713 | $3 658 521 | $16 629 510 | $26 955 437 | $13 692 300 | $2 927 097 | $11 402 356 | $1 224 946 | $200 256 | $2 701 252 | $13 652 798 | $209 028 679 |
Железный человек 2 | $14 374 332 | $2 243 606 | $612 964 | $1 917 762 | $8 317 310 | $9 444 323 | $7 318 444 | $1 572 625 | $18 831 762 | $15 484 378 | $96 521 | $2 483 677 | $25 572 796 | $291 294 000 |
Ледниковый период 3 | $44 572 301 | $12 597 388 | $4 971 898 | $7 908 996 | $82 199 367 | $43 860 019 | $32 142 485 | $4 705 076 | $39 389 248 | $45 373 371 | $1 001 818 | $8 069 767 | $; 5 166 601 | $196 573 705 |
2012 | $36 608 694 | $4 101 063 | $1 481 186 | $5 920 122 | $37 706 115 | $32 057 003 | $22 591 580 | $6 100 075 | $19 423 924 | $25 652 732 | $358 329 | $4 040 524 | $33 396 775 | $166 112 167 |
Гарри Поттер и Принц-полукровка | $18 687 856 | $7 933 173 | $4 340 470 | $10 475 331 | $64 709 316 | $26 965 762 | $20 813 480 | $3 396 589 | $21 185 512 | $20 240 271 | $294 755 | $4 461 626 | $16 089 292 | $301 959 197 |
Трансформеры: месть падших | $18 170 954 | $2 754 567 | $928 121 | $3 474 369 | $20 111 156 | $11 685 751 | $8 698 257 | $1 619 998 | $18 895 683 | $9 560 181 | $52 535 | $2 491 004 | $43 392 124 | $20 211 470 |
Терминатор: да придет спаситель | $14 534 839 | $1 386 984 | $859 038 | $2 492 665 | $13 523 845 | $4 952 079 | $10 082 138 |
Таблица №5
Расчет индекса интереса киноаудитории к коммерческому кино
Страны | Общие сборы | Население (млн чел) | Пропорция (потрачено 1 жителем на посещение к/т)* | ВВП на душу населения (ППС)** | Индекс смотрения с учетом ВВП (ППС) |
Россия | $366 379 511 | 141,927 | 1,00 | $14 919 | 1,00 |
Норвегия | $56 859 052 | 4,885 | 4,51 | $52 561 | 1,28 |
Швеция | $70 693 938 | 9,354 | 2,93 | $35 965 | 1,21 |
Финляндия | $24 658 787 | 5,360 | 1,78 | $33 556 | 0,79 |
Германия | $456 114 098 | 81,578 | 2,17 | $34 212 | 0,94 |
Италия | $299 422 355 | 60,231 | 1,93 | $29 109 | 0,99 |
Испания | $256 488 629 | 45,989 | 2,16 | $29 689 | 1,09 |
Греция | $1 582 995 | 11,306 | 1,42 | $29 881 | 0,71 |
Мексика | $248 211 697 | 111,212 | 0,86 | $14 495 | 0,89 |
Бразилия | $228 993 343 | 192,273 | 0,46 | $10 513 | 0,65 |
Уругвай | $4 226 292 | 3,494 | 0,47 | $13 163 | 0,53 |
Аргентина | $54 007 466 | 40,134 | 0,52 | $14 560 | 0,53 |
Ю. Корея | $315 579 589 | 50,062 | 2,44 | $27 978 | 1,30 |
США | $2 133 077 580 | 309,434 | 2,67 | $46 381 | 0,86 |
*За единицу принято количество денег, потраченных в среднем каждым жителем на посещение кинотеатра в России по данной выборке
**ВВП — Валовый Внутренний Продукт; ППС — Паритет Покупательной Способности
Скачать в формате .xls таблицы с Индексом интереса кинотеатральной аудитории к артхаусному и коммерческому кино можно здесь