От председательства Бессона в жюри ММКФ ждут сюрпризов
Председателем жюри 32-го ММКФ станет француз Люк Бессон, так что можно сказать, что это событие тоже внесет свою лепту в Год Франции в России.
Председателем жюри ММКФ в этом году будет Люк Бессон. Интригу этот выбор создает не только потому, что Бессон прежде всего известен коммерческими проектами, а фестивальное кино — по большей части авторское, но и то, что председателя в этот раз определили в последний момент, когда программа была уже сформирована. Обычно происходит наоборот.
Официально состав жюри и программа 32-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ), который пройдет в нынешнем году с 17 по 26 июня, будут объявлены на пресс-конференции завтра, 2 июня. Но о том, кто будет председателем жюри, стало известно уже сейчас.
Жюри ММКФ в этот раз возглавит французский режиссер, сценарист и продюсер Люк Бессон. Об этом РИА "Новости" 31 мая вечером сообщил президент фестиваля Никита Михалков.
"ВОЗМОЖНО, БУДЕТ ЧТО-ТО НЕОЖИДАННОЕ"
Режиссеры и актеры из-за рубежа становились председателями жюри ММКФ довольно часто, но по большей части это были люди, занимающиеся не мейнстримовым, а авторским кино: фестивальная программа предполагает, как правило, фильмы не слишком массовые и не с самым высоким бюджетом. Исключений немного.
В 1987 году жюри возглавил Роберт де Ниро, в 1995-м- Ричард Гир, в 2004-м- Алан Паркер. Теперь главным судьей Московского кинофестиваля станет Люк Бессон, в первую очередь известный кассовыми и популярными лентами, такими, например, как "Пятый элемент", "Ангел А", "Артур и минипуты".
Режиссеры и актеры из-за рубежа становились председателями жюри ММКФ довольно часто, но по большей части это были люди, занимающиеся не мейнстримовым, а авторским кино: фестивальная программа предполагает, как правило, фильмы не слишком массовые и не с самым высоким бюджетом. Исключений немного.
В 1987 году жюри возглавил Роберт де Ниро, в 1995-м- Ричард Гир, в 2004-м- Алан Паркер. Теперь главным судьей Московского кинофестиваля станет Люк Бессон, в первую очередь известный кассовыми и популярными лентами, такими, например, как "Пятый элемент", "Ангел А", "Артур и минипуты".
Возможно, этот выбор приведет к неожиданным итогам фестиваля, считает программный директор ММКФ, киновед Кирилл Разлогов. "Бессон — представитель крупномасштабного кино, а фестивальное кино, как правило,- низкобюджетное, экспериментальное. Здесь могут быть интересные взаимодействия между двумя типами понимания кинематографа", — сказал Разлогов GZT.RU.
Еще одна особенность нынешнего фестиваля, по мнению его программного директора, заключается в том, что председатель был приглашен позже, чем обычно. "Очень часто программа фестиваля подбирается под председателя жюри. Сейчас председателя пригласили в последний момент, программа была уже готова, так что у меня нет уверенности, что все картины ему понравятся",- сказал Разлогов. При этом он подчеркнул, что Бессон, как крупный кинематографист, обладающий определенным весом и влиянием, "вполне соответствует тем требованиям, которые предъявляются к председателю жюри"."Возможно, будет что-то неожиданное",- резюмировал Кирилл Разлогов, говоря о прогнозах итогов фестиваля.
ЛИЧНОСТЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВЛИЯЕТ НА ИТОГИ ФЕСТИВАЛЯ
Андрей Плахов, глава отборочной комиссии фестиваля, как раз и занимавшейся составлением программы ММКФ, подчеркнул, что процесс сочетания программы и жюри фестиваля всегда непрост.
"Никогда не бывает идеального решения. Всегда решение жюри- это субъективное решение тех людей, которые в него входят. Будет другое жюри- возможно, будут другие решения. Тем не менее всеми профессионалами предполагается, что решение будет по меньшей мере разумным, пусть даже в чем-то и спорным",- сказал он GZT.RU. В то же время он согласился с тем, что личность председателя всегда влияет на итоги фестиваля, так как он- "самая авторитетная фигура в жюри".
Однако с тем, что председателю Люку Бессону из-за коммерческого во многом характера его фильмов могут не прийтись по душе представленные на ММКФ картины, Плахов не согласен. "Бессон, действительно, в последние годы больше занимается даже не режиссурой, а продюсерством, но вообще-то начинал он как режиссер авторского кино, так что, думаю, в этой сфере он тоже прекрасно ориентируется",- сказал глава отборочной комиссии ММКФ.
"БЕССОН — ПОЧЕМУ НЕТ?"
Киновед и прокатчик, занимающийся преимущественно авторскими фильмами, Сэм Клебанов согласен с Андреем Плаховым.
"Бессон- почему нет?- сказал Клебанов GZT.RU.- Понятно, что он нацелен сейчас на коммерцию, но есть его ранние фильмы, например, „Ее звали Никита", которые сейчас воспринимаются абсолютно как европейский жанровый арт-хаус".
Говоря о тех предшественниках Бессона на посту председателях жюри ММКФ, которые, как и он, ассоциируются прежде всего с кассовыми проектами, Клебанов отметил, что и они занимались в том числе авторским кино. "Роберт де Ниро, помимо того, что снимается в больших голливудских блокбастерах, много снимался и в авторском кино. Достаточно сказать, что он любимый актер Мартина Скорсезе. Как правило, его присутствие в проекте означает знак качества. Алан Паркер — тоже, безусловно, режиссер авторский, несмотря на то, что он работает с большими бюджетами",- сказал Сэм.
"То, что режиссер сделал успешную коммерческую карьеру, никак не значит, что он не сможет оценить хорошее авторское кино",- уверен Клебанов.
Он привел в пример Тима Бертона, выпустившего "Алису в стране чудес"- самую кассовую пока ленту 2010 года. Тем не менее, говорит кинопродюсер, Бертон, будучи председателем жюри последнего Каннского фестиваля, дал приз фильму тайского режиссера Апичатпонга Верасетакула "Дядя Бунми, вспоминающий свои прошлые жизни". "Самое радикальное, самое маргинальное, арт-хаусное кино, самый удивительный результат за последнее десятилетие",- охарактеризовал фильм Клебанов.