Сергей Лозница представил "Счастье мое" в Каннах
Критики вспоминают Медведкина и Салтыкова-Щедрина и аплодируют фильму, "красивому, как синяк".
Показанная в разгар фестиваля дебютная игровая лента документалиста Сергея Лозницы "Счастье мое", притча о мытарствах застрявшего в российкой глуши дальнобойщика Георгия, была принята в Канне как открытие. Обилие прессы и споры, вспыхнувшие в кулуарах, свидетельствуют, что "Счастье мое" сломало стереотип о постсоветском кино, сложившийся на мировой фестивальной арене.
"История, которая рассказана в фильме, может быть легко интерпретирована как образ, как метафора и российской реальности, и реальности многих восточноевропейских стран, переживающих трудный период перехода от социализма к сегодняшней модели общества. Все вместе это создает ощущение, что там тоже существует очень интересная и мощная энергия для какого-то художественного творчества," — отметил в интервью Радио Свобода кинокритик Андрей Плахов.
По мнению обозревателя французской газеты Le Monde Жака Мандельбома, "следуя брессоновскому стилю, утверждая родство кинематографа с фотографией и живописью и проведя оригинальную работу над звуком, Сергей Лозница создал фильм, посвященный проблеме сообщества и труда в контексте масштабных современных социально-экономических изменений. Но режиссер также внес новый элемент: юмор, юмор великой русской традиции - смех с кровавыми слезами."
В статье, озаглавленной "Гимн "Счастью моему"", журналист газеты Liberation Жерар Лефор говорит о "шоковом" воздействии фильма, который переключил внимание главного конкурса фестивлая от "сиюминутного" к экзистенциальному и представил, следуя традиции Достоевского, героя, "святого и дурачка одновременно, живущего в обществе, поврежденном и изуродованном в самой своей сути".
Британская Guardian назвала фильм Лозницы "жестокой притчей о современной России, фильмом, красивым, как синяк", от которого "не мог оторвать глаз" блоггер газеты Ксан Брукс.
Говоря о кинематографических аллюзиях, Жак Мандельбом из Le Monde, замечает, что "Счастье мое" — "смесь фарса и социальной хроники, политической аллегории и народной традиции" отсылает к фильму "Счастье", снятому в 1934 году Александром Медведкиным. "В этом шедевре советского кино, действие которого происходит в царской России, несчастный мужик, неудовлетворенный жизнью, решается отправиться на поиски персонального счастья. "Счастье мое", постсоветский фильм, отображает формулу, которая продолжает оставаться невоплотимой," — констатирует обозреватель Le Monde. Российский критик Антон Долин называет картину "чистой метафорой" и находит контекстуальные параллели в "Мертвых душах" Гоголя, "Господах Головлевых" Салтыкова-Щедрина и "Котловане" Платонова. "Тут нет социального или, боже упаси, политического комментария. Речь о константах.
Например, о стародавнем законе "не верь, не бойся, не проси". Другой дальнобойщик добавляет к лагерной триаде новую, еще более важную по нашим дням заповедь: не лезь. А полез, так получай," — пишет Антон Долин на сайте GAZETA.RU.
Что касается прокатной судьбы "Счастья моего", по мнению журнала Variety, "фильм представляет мощный и провокационный фестивальный материал с ограниченным коммерческим потенциалом". Между тем, компания Fortissimo, которой принадлежат права на всемирные продажи украинско-немецко-голландской картины, сообщает, что заключены сделки на прокат "Счастья моего" в ряде ключевых территорий. Фильм выйдет в прокат во Франции, Германии, Португалии, Греции, Израиле, в странах Скандинавии и Бенилюкса. Продюсеры фильма ведут переговоры с прокатчиками в России и на Украине.
Премьеру "Счастья моего" на Каннском фестивале представили режиссер Сергей Лозница и актеры Виктор Немец, Ольга Шувалова и Влад Иванов. "Приняли фильм великолепно. Восхищает то, с каким вниманием здесь в Канне относятся к создателям кино, и как поклоняются кинематографу. Такая атмосфера незабываема и благодатна," — сказал Сергей Лозница после премьеры.
Российская премьера художественного фильма "Счастье мое" состоится 10 июня 2010 года на открытом кинофестивале "Кинотавр" в Сочи.
Сергей Лозница снимает документальное кино с 1996 года. Лауреат российских национальных премий "Ника" и "Лавр", обладатель десятков международных наград, в том числе, призов МКФ в Карловых Варах, Лейпциге, Оберхаузене, Париже, Мадриде, Торонто, Иерусалиме, Санкт-Петербурге. Автор монтажной картины "Блокада", основанной на архивной хронике жизни осажденного Ленинграда.