Берлинале взялся за внутреннюю политику
Показана половина фильмов берлинской программы. Вопреки первоначальным сомнениям, АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ считает ее вполне достойной и лучше прошлогодней.
Сомнения возникали из-за сюжетов и имен. Казалось, Берлинский фестиваль будет по привычке воспевать политкорректность и показывать не лучшие работы усталых классиков. Действительно, не самым впечатляющим показался "Новый мир" Терренса Малика — о столкновении первых англичан, прибывших на американский континент, с девственной природой и народонаселением. Кроме того, в конкурсе участвуют ветераны Сидни Поллак и Роберт Олтмен: одному уже исполнился 81 год, другой вступит в этот почтенный возраст в день закрытия фестиваля.
Картину Поллака "Признай меня виновным" еще не показывали, зато Олтмен порадовал своим фильмом "A Prairie Home Companion": это название популярного радиошоу, просуществовавшего тридцать лет и обозначающего нечто вроде "Друга дома в степях". Олтмен помещает всю картину во временные рамки одного такого шоу, в котором выступают с сентиментальными песнями две сестры и дочь одной из них, двое стилизованных ковбоев шутят "плохие шутки", за кулисами бродят пародийный частный детектив по имени Гай Нуар и таинственная блондинка — ангел смерти (она разбилась на машине, задумавшись над очередной шуткой радиошоу), а над всеми царит бессменный ведущий программы монстр радиобизнеса Гаррисон Кейлор. Собрав на одном пятачке Мерил Стрип, Вуди Харрельсона, Томми Ли Джонса, Кевина Кляйна и еще несколько симпатичных артистов, Олтмен с их помощью снял гимн жизни и прощание с ней, продемонстрировав в очередной раз мастер-класс высокой режиссуры. В биографии этого режиссера есть настоящие шедевры, а есть просто фильмы, доставляющие удовольствие. Это — один из них, при том что он становится в эталонный ряд киноработ Олтмена, посвященных разным видам искусства — танцу, джазу, моде, живописи, кантри-музыке и собственно кинематографу.
Парадом профессионализма стал и показ "Обещания" китайского статусного режиссера Чена Кайге — довольно бессмысленной, но невероятно красивой любовной саги в исторических костюмах, напичканной спецэффектами. Ясно, что если бы все ограничилось только такими мастер-классами, дела фестиваля были бы не слишком хороши. Но в конкурсе появилось две картины, о которых можно серьезно говорить как о кандидатах на призы. Это "Грбавица" — режиссерский дебют боснийки Ясмилы Жбанич о психологических последствиях югославской войны. И это "Свободная воля" немца Маттиаса Гласнера. Боснийский фильм неровный, не слишком глубокий в своей политической подоплеке, но живой и с отличной актерской работой Мирьяны Каранович. Она играет женщину, которая воспитывает дочь в уверенности, будто ее отец-шахид погиб за Боснию, в то время как это был сербский четник, а мать стала жертвой насилия.
Но самое мощное впечатление оставила "Свободная воля" — любовная история, которая разыгрывается между маньяком, нападающим на женщин, и девушкой, пережившей инцест. Этим суровым, смелым и выдающимся по мастерству фильмом немецкое кино реабилитировало себя, показав, что способно на гораздо большее, чем "Элементарные частицы" (рецензию на экранизацию романа Мишеля Уэльбека см. в Ъ от 13 февраля), хотя немцы ими продолжают гордиться. Эту картину на составные части не разложишь, но хотя смотреть ее невыносимо тяжело, а идет она почти три часа, ни один человек не покинул зал, подчиненный магии великолепных актеров Юргена Фогеля и Сабины Тимотео, ни на минуту не прерывающемуся саспенсу. Это также свидетельство того, что политическую конъюнктуру на Берлинале отодвигает на задний план то, что можно назвать "внутренней политикой" — исследование человека не снаружи, а изнутри.
Маттиас Гласнер — известный режиссер, но для берлинской аудитории "Свободной воли" он родился как мастер с большой буквы. В таких нуждается не только немецкое, но и все европейское кино. Особенно после того, как новый "манифест" распространил Ларс фон Триер, объявив о творческом кризисе и необходимости "реабилитации". Достичь этого он намерен, снизив уровень амбиций, в частности отказавшись от участия в Каннском и других больших фестивалях. Премьера его новой картины состоится в Копенгагене. А сам режиссер намерен вернуться к первоосновам и заглянуть в глубины своей истерзанной датской души.