Жан-Люк Годар: "Без комментариев"
"Без комментариев" — два эти слова, набранные белым шрифтом среднего размера на черном экране завершают последний фильм Жана-Люка Годара "Социализм." Похоже, что это — его единственное утверждение о новом фильме, который вчера впервые был показан на Каннском кинофестивале.
Для всех стало разочарованием, превысившим все отрицательные реакции на некоторые фильмы этой недели, когда стало известно, что Жан-Люк Годар резко отменил свою поездку в Канны, отрезая журналистам всякую возможность общения с легендарным кинорежиссёром в канун 50-ой годовщины его первого фильма, "На последнем дыхании".
"Нет никакой официальной причины, что его здесь нет", сообщила сегодня indieWIRE пресс-атташе фестиваля Кристин Эме.
Спустя всего несколько минут после окончания показа нового фильма Годара (о котором уже поговаривают, что это возможно была его последняя работа), критики толпой пробивались к месту назначенной с режиссером пресс-конференции. Манола Даргис, Джей Хоберман, Майкл Филлипс, Энн Томпсон и многие другие собрались на третьем этаже фестивального дворца несмотря на то, что слухи об отсутствии Годара муссировались всеми.
"Это было бы очень в духе Годара — вот так, внезапно, вопреки всем слухам, оказаться здесь," — сказал в надежде один критик. Но некоторое время спустя, охрана повторила, что пресс-конференция отменена, и журналистов попросили покинуть помещение. Один из них сказал при этом, что Годар уже не раз отменял свои поездки на фестивали, в то время как другие задавались вопросом о состоянии его здоровья.
"Из-за проблем в Греции, которые мне очень близки, я, к сожалению, не могу быть в вашем распоряжении в Каннах," сказал сегодня Годар, в своем сообщении для французской газеты "Liberation". "Я пошел бы на край земли ради фестиваля," добавил он, "Но увы, я не стану делать этот единственный шаг. С уважением, Жан-Люк Годар."
"Социализм" представляет из себя вполне характерный для творческого почерка Годара 100-минутный экспериментальный ассамбляж из видео, звуков, текста и архивных съемок, нанизанных на свободное повествование, которое начинается на круизном судне. В то время как ветеранша панк-рока Патти Смит, играя на гитаре, появляется в первой части из трех, в остальном сюжет следует за группой молодых людей, вооруженых камерой, с частыми включениями зарисовок из шести регионов Европы: Египет, Эллада, Палестина, Одесса, Неаполь и Барселона.
Четырехминутный трейлер прост до гениальности: это быстро перемотанный фильм, что дает зрителям четкий визуальный смысл того, что же ожидать от картины. Уже на этой неделе здесь, во Франции "Социализм" станет доступным через систему VOD (видео по запросу), параллельно своему дебюту на фестивале.
В прошлый раз, когда Годар был в Каннах девять лет назад, он провел час с прессой в Q & A, которая началась с приветствия, "В Годаре есть Бог" - так модератор Анри Бехар процитировал одного американского журналиста, когда представлял публике режиссера.
indieWIRE перепечатала сообщения из той пресс-конференции, рассчитанной к фестивальному показу картины "Хвала любви" /Eloge de l'Amour/. Обсуждение тогда началось с вопросов об Интернете, и электронной почте, про которые Годар сказал, что не пользуется всем этим.
"У меня по-прежнему есть очень старая печатная машинка," сказал он, "Печатные машинки были изобретены для слепых людей, а это именно то, что мне нужно."
Тот факт, что он не пользуется Интернетом, будет повторяющимся мотивом на его пресс-конференции. Другим частым предметом разговора было телевидение. Эта среда, по мнению режиссера, гораздо более подходит для освещения живых событий, а не для того, что мы обычно там видим.
Позже, когда его спросили, думал ли он когда-либо вернуться к роли кинокритика (в 50-х Годар много писал для "Кайе дю Синема"), он ответил, что: "Да, думал и очень часто, но вы не можете войти в одну реку дважды". И в продолжении он сказал без усмешки, "я боюсь, что я писал бы очень нелицеприятные вещи о сегодняшнем кинематографе."
Жан-Люк Годар очень критичен по отношению к изменениям, произошедшим в кино за несколько последних десятилетий, особенно что касается голливудской продукции.
"Ничто не изменилось начиная с появления кинематографии," сказал он, "Я думал, что кинематограф должно был бы показывать более глубокие вещи и совсем другим способом. Но этого так и не произошло, увы."
Что ж, вполне можно ли увидеть в этом последнем поступке режиссера подтверждение этим его словам: последний фильм, — вот вам мое завещание, и не спрашивайте меня больше не о чем.