R.I.P. Уильям Любчански (1937-2010)

Дейв Керр в Нью-Йорк Таймс — о смерти Уильяма Любчанского, оператора, работавшего с Жаком Риветтом, Годаром, Иоселиани и другими.


4 мая у себя дома в Париже на 73 году жизни скончался Вильям Любчански, выдающийся оператор, работавший со многими ведущими европейскими режиссерами включая Годара, Франсуа Трюффо, Жака Риветта, Аньес Варда, Филиппа Гарреля и Отара Иоселиани.

По словам его родных, причиной смерти стала болезнь сердца, сообщает некролог в газете Le Monde.

Скрупулезный мастер, работавший в широком диапазоне операторских стилей, Любчански был на "ты" и с видео, и с кино-форматом. Особенно ему удалось поэкспериментировать и проявить свой талант во время плодотворного 30-тилетнего сотрудничества с Жаком Риветтом, с которым они создали 14 полнометражных картин.

Среди его фильмов с Риветтом такие, как ночная фантазия "Дуэль" (1976), "Любовь на траве" (1984) экранизация повести Бальзака "Очаровательная проказница" (1991). Он продолжал работать с ним до 2009 года, сняв "36 видов с пика Сен-Лу" /36 vues du Pic Saint Loup/ — его последний фильм, на котором в титрах он значится вместе с своей дочерью, Ириной.

В то время, как определение визуального стиля фильма еще на стадиях подготовки стало для многих режиссеров стандартной практикой, Риветт долго предпочитал искать свой визуальный подход, взаимодействуя с актерами на съемочной площадке. В присутствии Любчански он несколько раз пробегал сцену, и затем консультировался с ним, какие выбрать ракурсы и схемы освещения, наиболее соответствовавшие замыслу.

Результаты их работы менялись в очень широком диапазоне  — от жидких, солнечных изображений "Северного моста" (1981) к темной, тяжелой, почти германской манере "Не трогай топор" (2007) — но казалось, что они всегда органически произрастали из самого материала фильма, а не налагались как-то искусственно.

Родившийся в Париже 26 октября 1937 году, Любчански закончил одну из самых старых киношкол Франции, национальный колледж Луи Люмьера. Одной из его первых работ стало место помощника оператора на фильме Анри-Жорж Клузо (его называют французским Хичкоком) "Ад" /L'Enfer/(1964) с Роми Шнайдер и Сержем Реджани. Известная своими неудачами в производстве, картина так никогда и не была заканчена. Любчански подробно изложил этот свой первый киноопыт  в документальной ленте "Ад Анри-Жоржа Клузо", которая, как и "36 картин с пика Сен-Лу" Риветта были американскими премьерами в 2009 году на Нью-Йоркском кинофестивале.

Одни из самых известных работы Любчански были сделаны в документальном кинематографе , включая "Elsa la rose" (1966) и "Дагерротипы" (1976) Аньес Варда. В 1972 он снимал документальный фильм "Почему Израиль?" для Клода Ланцмана, и а в 1985 они работали над его девятичасовой картиной о Холокосте, "Шоа" который был награжден призом ФИПРЕССИ, почетным Сезаром и премией Флаэрти за лучший документальный фильм.

Вместе с Годаром и Анн-Мари Мьевиль Уильям Любчански работал на про-палестинском политическом фильме "Здесь и там" (1976) и дидактической политической драма "Как дела?" (1978), а также сотрудничал с Годаром на некоторых из его инновационных видео проектах 1970-х, включая "Номер два" (1975) и "France/tour/détour/deux/enfants" (1977). А когда Жан-Люк Годар снова вернулся к 35 миллиметрам и  театральным съемкам, то  Любчански аккомпанировал ему в "Каждый человек для чебя" (1980) и "Новая волна" (1990) с Аленом Делоном.

Пожалуй, самыми требовательными режиссерами Любчански была команда Жана-Мари Штрауб и Даниэля Юйе, которые часто заставляли его работать во все более и более интимной области черно-белого кино. Среди других из работ Лубченский создал пронизывающе красивые, скульптурно точные одноцветные картины для "Классовых отношений" (1984), адаптации "Америки" Франца Кафки.

Он стоял за камерой и на предпоследнем фильме Франсуа Трюффо, мрачной мелодраматичной "Соседке" (1981), и наслаждался особым взаимопониманием с режиссерами женского пола, как Надин Трентиньян ("Это случается только с другими" (1971), "Будущим летом" (1985), всего 6 картин),  Жюльет Берто ("Гавр", 1986) и Николь Гарсия "Уик-энд на двоих" (1989).

Имя еще одного режиссера делает Уильяма Любчански поистине близким русскоязычному зрителю — вместе с Отаром Иоселиани они плодотворно поработали на пяти последних картинах режиссера, начиная с "Охоты на бабочек".

Помимо дочери Любчански, Ирины еще жива его жена, Николь Любчански, которая был его главным редактором с 1969 года.



Сайт управляется системой uCoz