Итальянское фри-нойз джазовое трио ZU в клубе ДОМ
Лука МАЙ / Luca MAI — саксофон,
Якопо БАТАЛЬЯ / Jacopo BATTAGLIA — ударные
Итальянское трио ZU гастролирует в одной упряжке с Майком Паттоном, The Melvins, Матсом Густафссоном, The Ex, Dalek и Нобукацой Такемурой, записывается на десятке малоизвестных лейблов и приводит в неописуемый восторг профильную прессу.
"Животной энергии и силы современный джаз", "брутальные и дикие саксофонные соло", "грандиозное великолепие пылающей лавы" — далеко не все эпитеты, которыми журналисты успели наградить итальянцев. Точнее и лаконичнее всех, впрочем, выразилось издание The Times: "ZU с успехом сочетают шумовые абстракции Sonic Youth с последними достижениями фри-джаза".
Уже первая их труд, музыка к спектаклю "Владимир Маяковский" в римском театре Ambra Jovinelli вытребовала бешеный экстаз богемы. А спустя год критики заговорили о проекте чисто о "феномене авант-роковой и фри-джазовой сцены". И задевало не в том, что музыканты исполняют в специфической полосе между джазом и роком, между фри-авангардом и арт-кором — они упористо закликают "заглянуть в зазеркалье", услышать "по ту сторону" музыки. Впечатления складываются не разом и в огромной степени определяются "готовностью" внимающего сразиться в предлагаемую игру. В своем арсенале участники трио составили несусветное численность приемов, ходов, трюков и всяких прочих штучек, способных ссадить с толку кого угодно.
Пресса
- ...сочетание абстракций Sonic Youth с новейшими достижениями фри-джаза — The Times
- С музыкальной точки зрения они представляют собой единый разум, испытывающий некоторое неудобство от необходимости быть разделенным на 3 тела. Пост-человеческая напряженность и отстраненные композиции принесли им известность во всем мире и привлекли союзников, среди которых как легенды фри-джаза, так и крестные отцы экспериментального сладжа — Rock-A-Rolla
Рецензия "Афиши"
Лев Ганкин.
Углем и мечом
Как поднять быка? Этот странный вопрос вынесен в заглавие альбома, который итальянское трио Zu записало в 2005 году с саксофонистом Матсом Густафссоном: можно понять обозревателя New Musical Express, предложившего музыкантам воспользоваться домкратом. На самом деле вопрос отсылает к учению дзен-буддистского мудреца Догэна: поднять быка означает достичь просветления собственными трудами, непрерывно, неустанно совершать над собой усилия — и тогда рано или поздно вознесешься в неведомые дали.
Группа Zu и вправду пытается поднять быка: они дают несколько сотен концертов в год, а оставшееся время проводят в студии — если из восьми часов спонтанной импровизации удается вычленить пять минут музыки на альбом, значит, день прошел удачно. Казалось бы, типичные методы фри-джазового сообщества — но есть нюансы. Первый же трек на диске "The Way of the Animal Powers" называется "Том Арайя — наш Элвис"; то есть джаз джазом, но Zu очевидно неравнодушны к хеви-металу и хардкору. Во-вторых, эти люди, очевидно, понимают импровизацию как средство, а не как цель: им совершенно чуждо импровизаторское раздолбайство — сели, поиграли, а там будь что будет. Их треки делаются из привычного сырья — внезапные скрежеты саксофона, расфокусированные басовые арпеджио, спонатнно возникающий и пропадающий ритм, — однако Zu полагают, что сам процесс сырьевой обработки мало кому интересен, и предпочитают сразу демонстрировать результаты.
Свежий результат — альбом "Carboniferous", вышедший в начале года: оглушительный напалм звука, музыка воистину забойная, причем от слова "забой" в его прямом значении — carboniferous переводится как "каменноугольный", и звучит все и впрямь будто из шахтерской штольни. Когда в одном из треков принимается кричать Майк Паттон, создается ощущение, что его вокализы тут, в сущности, ни к чему: у Zu и без того выходит вполне убедительная музыка адского пламени. Тем не менее присутствие Паттона показательно: для группы, название которой переводится с немецкого как "закрыто", они те еще экстраверты — что ни альбом, то какое-нибудь неожиданное сотрудничество — то с Паттоном, то с Густафссоном, то с хип-хоп-группировкой Dalek. Как ни крути, быка сподручнее поднимать всем миром.
Carboniferous (Ipecac Recordings)
Zu — метал/мат/no-wave/фри-нойз/панк/джаз трио из Рима — вероятно, лучше всего известно в США благодаря феноменальному составу соратников по записям, в числе которых Стив Маккей из The Stooges, Джо Лэлли и Гай Пиччиотто из Fugazi, Терстон Мур из Sonic Youth, Дамо Судзуки из Can, джазовые мастера Кен Вандермарк и Матс Густафсон, перкуссионисты Хан Беннинк и Хамид Дрейк, импровизаторы Юджин Чедберн и единомышленник Нобукацу Такемура. Дебютировав на Ipecac с пластинкой Carboniferous, они готовят год зарубежных выступлений с владельцем лэйбла Майком Паттоном и при участии вышеупомянутого Паттона и Кинга Баззо из The Melvins. Дополнительно отношения между Ipecac и Zu укрепляют слухи о новом биг-бэнде при участии Zu и Dalek.
Якопо Баталья (барабаны), Массимо Пупилло (бас) и Лука Май (саксофон) создали трио в 1999 году, после совместной работы в местном театре. Руководствуясь в своей работе этикой панк-рока, Zu устроили более тысячи выступлений во всем мире, включая Европу, Северную Америку, Азию, Россию и даже Африку. На данный момент ими выпущено 14 альбомов.
Начало в 20.00
Стоимость билетов в предварительной продаже — 1000 руб., в день концерта — 1300 руб.
Приобрести билеты заранее можно будет в офисе КЦ ДОМ с 11 по 13 мая с 14.00 до 20.00