Триумф грузинского кино на фестивале goEast в Висбадене
Главная награда фестиваля восточноевропейского кино досталась фильму "Уличные дни" режиссера Левона Когуашвили.
Праздничной церемонией награждения, прошедшей во вторник вечером в Висбадене, завершился фестиваль кино из центральной и восточной Европы. Почетными наградами десятого юбилейного кинофестиваля goEast были удостоены фильмы из Грузии, Венгрии, Израиля и России.
Десятый, юбилейный форум киноискусства, показал более 120 фильмов из 35 стран. Просмотры, проходившие также во Франкфурте-на-Майне, посетило около 10 тысяч зрителей.
Директор фестиваля Надя Радемахер в своей речи на церемонии закрытия выразила удовлетворение от того, что "современное кино наших восточноевропейских друзей и соседей — уже не экзотический чужак в пейзаже европейского кинематографа. Фильмы, показанные на goEast, свидетельствуют о том, что складывается многогранный и эстетически очень амбициозный кинопейзаж. Популярность этих фильмов наверняка выйдет за пределы экранов международных кинофестивалей, и это позволяет нам с большой надеждой смотреть в будущее!"
Десять художественных и шесть документальных фильмов конкурировали за фестивальные призы, составлявшие в сумме 30 000 евро. Состав международного жюри возглавлял наш соотечественник, известный кинокритик и президент ФИПРЕССИ Андрей Плахов. Главный приз "Золотая Лилия" за Лучший фильм (10 000 евро), достался картине грузинского режиссера Левану Когуашвили "Уличные дни" /Quchis Dgeebi/ (2010). В его фильме жюри увидело возвращение к лучшим традициям грузинского неореалистического кино. Лучшим режиссером (7 500 евро) стал венгр Йозеф Пасковски за свою картину "Дни ностальгии" /Vágyakozás Napjai/. Жюри впечатлило то, как то как в фильме показана борьба человека с ожиданиями быстрых социальных изменений. Что же до российского кино, то лента Алексея Попогребского "Как я провел этим летом", уже удостоенная многих российских и международных наград, получила сразу два приза — один за выдающееся визуальное качество картины, чья "художественная самобытность создает культурное многообразие", и второй приз — от ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ.
Победителем в программе короткометражного фильма стала совместная молдавско-немецкая картина "Панихида" /Panihida/. Лучшим документальным фильмом признана лента о выживших в Холокосте "Скажи, мама" израильских режиссеров Орны Бен-Дор и Ноа Майман. Почетного упоминания удостоен документальный фильм "Глубинка 35 x 45" /Countryside 35 x 45 (Россия, 2009) и мультфильм "Другая" Анной Шепиловой (ВГИК, Москва), который произвел на жюри впечатление за его " бессловесную эмоциональность в общении персонажей во всей ее двусмысленности".
Главный победитель фильм "Уличные дни" — уже участвовал в конкурсной программе 39-го Международного Кинофестиваля в Роттердаме. Это первый полнометражный фильм 37-летнего Левана Когуашвили. Он — автор двух документальных лент "Женщины из Грузии" 2009 года о эмигрантках из Грузии, нелегально живущих в США и "Маленький театр в Вашингтоне" 2006 года. Новая его картина рассказывает о жутких буднях 45-летнего безработного наркомана Чеки, который вынужден идти на всевозможные аферы ради обретения "кайфа". Полицейские требуют от него, "сдачи" 16-летнего сына его друга. Если он согласится, то получит деньги и наркотики. В случае отказа, он будет осужден на 10 лет. Лента отражает размышления режиссера о поколении, получившем воспитание еще при СССР и по разным причинам неспособным найти себя в новых, гораздо более жестких реалиях жизни современной Грузии.
Так же, как и герой классической ленты Отара Иоселиани "Жил певчий дрозд", "антигерой" Левана Когуашвили — лишний человек, не вписавшийся в общество. "Моя картина рассказывает о грустных и смешных приключениях одного парня на улицах Тбилиси," — говорит Леван Когуашвили. "Этот парень принадлежит к поколению людей, которые родились в Советском Союзе, и которые так и не смогли адаптироваться к постсоветской действительности. Мы старались быть очень честными и работали с большим энтузиазмом. Я хотел рассказать историю героя с непростой судьбой, наделавшего много ошибок в жизни, пытающегося несмотря ни на что сохранить человеческий облик".
Автором сценария, помимо самого режиссера, выступил также и Борис Фрумин, режиссер и сценарист таких добротных советских фильмов, как "Дневник директора школы" (1975), и "Ошибки юности" (1978). Его картина 1991 года "Черное и белое" удостоена Гран-при в категории "Драматический фильм" фестиваля в Санденсе.
Президент "Кино без границ" Сэм Клебанов, представивший на фестивале goEast ретроспективу фильмов Отара Иоселиани, считает награду фильма абсолютно заслуженной. "Левон Когуашвили — потрясающе талантливый и очень профессиональный режиссер и сценарист. "Уличные дни" — отличный экзистенциальный триллер, и мы были бы рады представить этот фильм российской публике. Американский ремейк этого фильм кажется неизбежным".
Напомним, что и в прошлом году главным призером висбаденского смотра восточноевропейского кино тоже стал грузинский фильм "Другой берег" /Gagma Napiri/ режиссера Георгия Овашвили. Сюжет его самым непосредственным образом касался конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года. В этом году такое усиленное внимание к грузинскому кино и соответственно и к самой Грузии подкреплялось и большой ретроспективой фильмов Отара Иоселиани. Таким образом, в который раз Германия выступила интеллектуальной площадкой для весьма политизированных заявлений, особенно имея в виду, сколь знаковым событием эпохи Холодной войны был Берлинский кинофестиваль (местом встреч и столкновений капиталистического и социалистического лагерей), и ныне не утративший своей остросоциальной направленности.