Долгожданное возвращение Линн Рэмзи
Спустя 8 лет после фильма "Морверн Коллар", Рэмзи вернулась к работе. Нам очень не хватало её жесткого и поэтичного видения.
Линн Рэмзи вернулась. На этой неделе этот великолепный шотландский режиссер начала снимать в Америке свой первый фильм после "Морверн Коллар" /Morvern Collar/ 2002-го года. Перерыв был слишком велик для женщины, заявившей о себе как о самом талантливом английском молодом режиссере в конце 90-х. Она получила приз Каннского жюри за свои короткометражки и премию Бафта за её широко признанный дебют в полном метре, "Крысолов" /Ratcatcher/.
"Морверн Коллар" не завоевал подобной любви, хоть и получил в Каннах награды. Некоторым её поклонникам (мне в том числе) второй фильм показался более приятным выражением её поэтичной шотландской чувственности, чем устаревший по духу, хоть и несомненно красивый "Крысолов".
Рэмзи исполнилось 40 в прошлом декабре. Где же она была все эти 10 лет, за которые её место полюбившейся критикам наследницы Кена Лоуча заняла Андреа Арнольд? Она сняла пару музыкальных видеоклипов (чтобы оценить её узнаваемый стиль, посмотрите клип группы Doves ‘Black and white town'), но это несерьезное возвращение для режиссера ее уровня.
Рэмзи пала жертвой "Милых костей". Она прочитала роман Элис Сиболд, еще когда он была в незавершенной стадии. Как многие будущие читатели, Рэмзи была поражена голосом 14-летней девочки, рассказывающей о своем убийстве с того света. Компания Film4 предложила ей адаптировать роман.
Но затем случилось несколько вещей: Сиболд закончила свой роман, к концу скатывающийся в слащавую спиритуальность, что шло вразрез с видением Рэмзи; книга стала бестселлером; и к ней стали проявлять интерес такие голливудские тяжеловесы, как Стивен Спилберг. Неожиданно "Милые кости" стали потенциальным блокбастером, и участие в проекте Рэмзи стало выглядеть неуместным.
Тем временем у Film4 сменилось руководство. Её новый директор, Тесса Росс, была потрясена тому, как её обхаживали "большие шишки" из Голливуда, и все из-за "Милых костей". Росс пришлось в итоге подчиниться логике рыночных отношений и отказаться от Рэмзи в пользу Питера Джексона. Джексон сделал из фильма непонятно что, но это уже другая история.
Для Рэмзи это был очень травмирующий опыт, от которого она долго не могла оправиться. Наконец в 2006-м компания BBC Films уговорила её взяться за экранизацию потрясающего романа Лайонела Шривера, "Мы должны поговорить о Кевине" /We Need to Talk About Kevin/, истории американки, чей злой сын устраивает чудовищную бойню. Это самая жуткая история о материнстве со времен "Ребенка Розмари".
Известно, что Рэмзи медленно пишет, но к 2008-му году фильм был готов к запуску, с Тильдой Суинтон в главной роли. Потом возникли проблемы с финансированием, потому что комбинация из Рэмзи, Суинтон, жесткого материала и бюджета в 12 миллионов долларов (7,8 миллионов фунтов стерлингов) была признана слишком рискованной для кинорынка. Рэмзи занялась переписыванием сценария, чтобы довести бюджет до 7 миллионов долларов. Вместо внесения поправок и сокращений она постепенно полностью изменила весь сценарий.
Результат был триумфом. С помощью нового продюсера Люка Роуга были найдены средства для финансирования и проект ожил. Рэмзи заполучила, как и планировала, Джона Си Райли играть мужа Суинтон и Эзру Миллера на роль Кевина. Съемки начались 19 апреля в Коннектикуте. Счастливым концом было бы появление Рэмзи в 2011 году в Каннах с законченным фильмом, через 9 лет после того, как она была там с "Морверн Коллар".
Она не единственный английский режиссер, камбэка которого все так заждались. Павел Павликовски, который получил награду Бафта на следующий год после Рэмзи, снимает в Париже "Женщину в пятой степени" /The Woman in the Fifth/ Этаном Хоуком и Кристин Скотт Томас. Это его первый фильм со времен "Моего лета любви", вышедшего в 2004-м. Павликовски начал снимать "Зверей на привязи" /The Restraint of Beasts/ в 2006-м, но процесс остановился из-за смерти его жены. Какое-то время он занимался проектом "Молодой Сталин" /Young Stalin/, но бросил его из-за художественных разногласий с продюсерами.
"Бессердечный" /Heartless/, первый фильм Филипа Ридли со времен "Страсти темного полдня" /The Passion of Darkly Noon/ 1995-го, выйдет в следующем месяце. Ричард Стэнли собирается снять "Отпуск" /Vacation/, его возвращение после провала с "Островом доктора Моро" /The Island of Doctor Moreau/, также в 1995-м. У этих двоих нет знаков отличий, как у Рэмзи или Павликовского, но они являются примером непреложной истины, что поддерживать карьеру для независимого режиссера намного сложнее, чем начать её, особенно для людей с выдающимся творческим видением. Об этом должен задуматься британский совет по кино, занимаясь финансированием вновь появившихся режиссеров.
Перевод Дмитрия Карпюка