Кинофестиваль South By Soth West: обзор фильмов о музыке
Статья Стивена Долтона о фильмах на музыкальную тематику, которые смог предложить фестиваль SXSW в этом году.
Над Остином заходит солнце, и крупнейшая в Америке вечеринка фриков понемногу начинает разгораться. Остин — столица Техаса, но это приветливый университетский город имеет немного общего с остальным штатом, самым известным уроженцем которого является Джордж Буш. Остин — это множество рок-клубов с живой музыкой, толпы разодетых в пух и прах хипстеров, музыканты, артисты, художники и примкнувшие к ним эко-хиппи. Неофициальный девиз местной тусовки — "Сохраним Остин странным". Разве плохо?
Каждый март город наводняют бородатые интеллектуалы, моторизированные панки, перебравшие кислоты рокеры, диско-хулиганы и рэпперы в теме. Все они собираются на "South By Southwest" — музыкальную бизнес-конференцию, в рамках которой проводится не меньше 1000 живых концертов. В прошлый раз в программе значились все мыслимые музыкальные деликатесы — от Смоки Робинсона до Роки Эриксона, от Motorhead и Снупп Догга до Muse и Кортни Лав, не говоря уже о сотнях потенциальных знаменитостей.
Основанный в 1987 году, SXSW стал крупнейшим музыкальным событием весны, давно уже вышедшим на международный уровень. Параллельно с форумом проходит чуть менее известный кинофестиваль, на котором свои работы представляют режиссеры-дебютанты. Наш корреспондент делом доказал, что способен на большее, чем просто накачиваться текилой под Смоки и Роки, и провел немало вечеров в уютных кинотеатрах Остина, выполненных в стиле арт-деко. Ниже — его отчет о самых ярких событиях фестиваля — хороших, плохих и просто странных.
LEMMY: THE MOVIE
Долго, коротко ли, но артист, ранее известный как Йен Фрейзер Килмистер, наконец удостоился подробной и подобострастной биографии. Хвалу Лемми воздают Ларс Ульрих, Дейв Грол, Слэш и другие светила металлического жанра. К счастью, режиссеры фильма Грег Оливер и Вес Оршански не ограничились дежурными дифирамбами, и раскопали кое-какие редкие съемки, включая клипы первой группы Лемми The Rockin' Vickers, а также сумели поговорить по душам со взрослым сыном своего героя, Полом. Проживающий ныне в шикарных апартаментах в ЛА, Килмистер-старший предстает перед нами радушным пожилым англичанином, разомлевшем на теплом солнышке после долгих лет тяжелой работы.
RIDE, RISE, ROAR
Мировой тур Дэвида Бирна, прошедший в 2008/9, был посвящен материалу, записанному с Брайном Ино — речь идет о двух совместных альбомах, а также песнях первой группы Бирна Talking Heads, спродюсированных в свое время Ино. Для тура артисты отрепетировали масштабное шоу, включающее свой танцевальный номер для каждой песни, специально разработанные костюмы и декорации. Критики единодушно признали тур 08/9 одним из самых зрелищных и успешных начинаний Бирна, и мало кто сомневался, что рано или поздно шоу появится на DVD. Ждать пришлось недолго — режиссер Дэвид Хиллман Кертис снял добросовестную летопись тура, от самых первых репетиций до безупречных живых выступлений. Бирн предстает перед нами в превосходной форме, его голос звучит сегодня даже лучше, чем в молодости. Пожалуй, в первую очередь фильм будет интересен поклонника музыканта, тем не менее — это отличное шоу с замечательной музыкой, а также самая зрелищная видеопрограмма о Бирне со времен его классической концертной съемки "Stop Making Sense".
THE RUNAWAYS
Отточив мастерство на мрачно-готических видео Мэрилина Мэнсона, Дэвида Боуи, The White Stripes и Sigur Ros, режиссер итальянского происхождения Флорина Сигизмонди наконец решилась на полномасштабный дебют. Ее фильм посвящен легендарной женской панк-группе The Runaways, бушевавшей в Лос Анджелесе в конце 70-х. Сценарий базируется на воспоминаниях, написанных вокалисткой Черри Карри (ее роль играет Дакота Феннинг). Фильм одобрила и другая участница группы, Джоан Джетт (ее играет Кристен Стюарт), позже начавшая успешнейшую сольную карьеру. Повествование катится по накатанной дорожке — от подростковых конкурсов талантов до бисексуальных оргий, преданной дружбы и горького расставания. Надо отдать должное Сигизмонди, из не больно-то выразительного материала она выжала все возможное, подобрав отличных актеров и мастерски применив свои навыки клипового монтажа.
STRANGE POWERS: STEPHEN MERRITT AND THE MAGNETIC FIELDS
Меррит и его группа Magnetic Fields пользуется заслуженным уважением среди ценителей премудрых текстов и утонченной музыки, но вот снять фильм про этого эксцентрика и затворника — задача отнюдь не тривиальная. Крупными мазками режиссеры Керти Фикс и Гэйл О'Хара набросали весьма уважительный портрет артиста, прилежно обойдя все острые грани. Немало места отведено знаменитым фэнам Меррита, в числе которых — Питер Гэбриэл, комик Сара Силверман и автор "Lemony Snicket", Даниэль Хандлер. Скандальный разрыв Меррита с менеджером Magnetic Fields Клаудией Гонсон благоразумно был вынесен за кадр, да и сам Меррит не спешит распахнуть душу создателям картины, окружив себя непробиваемой стеной изысканной иронии. Несмотря на похвально высокий интеллектуальный уровень, фильм начисто лишен драмы и напряжения. Впрочем, не избалованным кинодокументалистикой поклонникам Меррита скучать во время просмотра не придется.
THE TAQWACORES, TAQWACORE — РОЖДЕНИЕ ИСЛАМСКОГО ПАНКА
Сразу два фильма посвящены пока еще не вполне оформившейся, но уже чертовски энергичной субкультуре исламского панка. Об исламском панке заговорили после выхода романа Майкла Мухаммада Найта (Michael Muhammad Knight) "The Taqwacores", впервые изданного за счет автора в 2003-м и ставшего впоследствии одним из главных литературных событий минувшего десятилетия. Экранизация романа, предпринятая Эйядом Зарой (Eyad Zahra), не лишена обаяния, но в целом это — просто еще один инди-фильм, малобюджетный и старательный. Впечатление посильнее производит динамичная документалка Омара Маджида (Omar Majeed) "Taqwacore — рождение исламского панка". Фильм позволяет рассмотреть субкультуру исламского панка глазами инсайдера, и содержит интервью с множеством харизматичных личностей, не исключая самого Найта, автора знаменитого романа. Сын белого расиста, еще тинейджером он принял строгую форму ислама, но к настоящему времени Найт исповедует свою собственную религию, внешней формой которой служит панк-рок. В фильм Маджида включены такие сочные сюжеты, как гастроли основной группы субкульутры Kominas, в Пакистане, где музыканты узнали много нового о свободе слова и вероисповедания.
STRUMMERVILLE СТРАММЕРВИЛЛЬ
Этот часовой документальный фильм, снятый опытным летописцем панка Доном Леттсом — ничто иное, как презентация нового благотворительного фонда Strummerville, основанного в память Джо Страммера, фронтмена пионеров панка The Clash. Фонд ставит своей целью поддержку молодых музыкантов, и ряд групп, получивших стипендии Strummerville, представлен в фильме. Рассказывая о них, Леттс говорит и о самом Страммере — идеалисте, эгалитаристе, пассионарии. В фильм включены редкие архивные съемки, немало место отведено речам покровителей Strummerville, в числе которых сам Дэмиен Херст (Damien Hirst), но главное достоинство ленты — ее наивно-утопический дух.
THIS MOVIE IS BROKEN
В прошлом июле канадская фолк-поп группа Broken Social Scene отыграла триумфальное шоу в Торонто, и режиссер Брюс Макдональд не преминул заснять его с нескольких камер. Затем он перемикшировал концертные съемки с игровыми, добавив историю юной парочки, которая знакомится на концерте, влюбляется друг в дружку, занимается любовью, а потом еще и участвует в достаточно странном бисексуальном эпизоде. В теории, это обычная богемная безделушка, снятая в избыточно-ярких тонах. Что же касается практики, то корявый сюжет столь же неубедителен, как и пылкая страсть парочки к Broken Social Scene. К концу фильма трудно уже не возненавидеть как персонажей, так и саму группу, чьи бессмысленно-эйфорические песенки кажутся слабой копией Coldplay и все как одна звучат совершенно одинаково. Черт, не принимайте мои слова близко к сердцу, если вы фэн этой замечательной группы.