Ари Фольман экранизирует Станислава Лема
Режиссер "Вальса с Баширом" работает над картиной по роману польского фантаста "Футурологический конгресс".
Отличные новости для поклонников творчества Ари Фольмана и его новаторства в области синтеза жанров анимации и документалистики. Еще в январе slashfilm.com показал первые фотоснимки из нового фильма Ари Фольмана, "Конгресс", сценарий которого написан по роману Станислава Лема "Футурологический конгресс". Теперь там появились и первые кадры, которые также выглядят впечатляюще.
История повествует о человеке, живущем в мире, где реальность подменена галлюцинациями, вызванными распыляемым по всему городу препаратом. В романе, вышедшем в 1971 году, Лем одним из первых в литературе поднимает тему виртуальной реальности. Вся та прекрасная, насыщенная вещами и переживаниями жизнь, которую ведут герои, является на деле тотальной иллюзией, — как тут не вспомнить "Матрицу"? (создатели которой, братья Вачовски, и не скрывали влияния на них этого романа). Фильм снят, скорее, по мотивам одной из историй книги и потому позволит режиссеру быть более свободным и не вызвать на себя огонь строгих поклонников творчества великого польского фантаста и философа. Приглашенная на главную роль Робин Райт играет практически саму себя (или, что более правильно, аналог себя) — актрису, карьера которой пошла на убыль, поскольку ее изображение было семплировано и потом стало бесконечно использоваться киностудиями. Таким образом, виртуальный образ вытеснил реального человека — в нем просто отпала надобность. Когда она начинает двигаться в будущее, подобно тому, как описано в романе Лема, фильм переходит от живого действия к мультипликации.
Вот что сказал Ари Фольман в интервью изданию "Cinemascope": "Мы возьмем какие-то элементы из "Башира" (главным образом - структуру сюжета), но вместо того, чтобы погружаться в прошлое, мы будем путешествовать в будущее. Настоящее будет снято как обычное кино, а вот будущее станет анимированным".
По поводу литературной основы режиссер сказал что: "Как истый фанат научной фантастики, я еще ребенком знал, что Станислав Лем — самый великий. "Футурологический конгресс" всегда был романом, который я хотел превратить в фильм, но не знал, как это сделать. Теперь, когда меня засосало в мир анимации, я чувствую, настало время".
Имеющийся кусок из будущего фильма содержит только мультипликацию. Изображения красивы и столь же убедительны как кадры войны из предыдущего фильма. Перед нами материал, который немного выглядит как научная фантастика, а отчасти — как "Безумный Макс" (а для подростков — как игра Borderlands). Мы все очень ждем, во что же на этот раз выльется смесь мультипликации и реальных съемок, будет ли это постепенный переход, или резкий монтаж.
Ролик, скорей всего, получен с показа фильма в Cartoon Movie, на анимационном симпозиуме проведенном в французском Лионе в прошлом месяце. К сожалению, происходящее на экране заслоняет собой фигура самого Фольмана, постоянно комментирующего свой материал. Насколько известно, фильм все еще находится в производстве, поэтому вряд ли его можно будет увидеть в мае в Каннах, придется ждать до осени, когда начнется Венецианский фестиваль.
Фильм станет продолжением экспериментов Фольмана со средствами анимации и документального фильма. Его предыдущая картина, "Вальс с Баширом", стала победителем на многих фестивалях как лучшая картина на иностранном языке. Фильм попал в топ многих кинокритиков, а на фестивале "Фильмекс" в Токио "Вальс с Баширом" получил Гран-при за "открытие нового кинематографического языка", ни много ни мало.
Кажется, и половины всего вышеперечисленного достаточно чтобы ожидание появления картины обострилось до предела, а пока желающие могут прикинуть, какое же количество наград смогла бы получить новая работа Фольмана, учитывая что его предыдущая картина получила более 25 призов. Осталось только не подкачать самому режиссеру, ведь литературную основу для "Конгресса" он избрал выдающуюся (чем не мог похвастаться "Вальс"), и с крайне актуальной, в наше время глобальной медиакратии, тематикой.