Никита Михалков: "Альтернативному Союзу кино придется собираться на лавочке"
Председатель Союза Кинематографистов (СК) Никита Михалков — о создании альтернативного Союза кинематографистов.
Председатель Союза Кинематографистов (СК) Никита Михалков не видит никакой катастрофы в том, что несколько десятков режиссеров, сценаристов и кинокритиков опубликовали в четверг на сайте Гильдии киноведов и кинокритиков обращенное против него воззвание и пообещали создать альтернативное кинообъединение.
"Эти люди желают казаться современными и демократичными, но они имеют абсолютно советскую психологию: вот мы уйдем, и тогда вы узнаете. Вот 60-м или 70-м году это было бы событием невероятным. А у нас творческий союз — добровольный. Люди не хотят быть в этом союзе — они из него уходят. Это их проблема, я же не доктор, чтобы оценивать их состояние", — сказал РИА Новости Михалков.
Он особо отметил малочисленность своих противников: к утру четверга под декларацией стояло 32 подписи, среди которых фигурировала фамилия Отара Иоселиани, много лет живущего во Франции и не имеющего отношения к Союзу кинематографистов.
"Им очень хочется, чтобы это было невероятное событие, а я не вижу никакой катастрофы. Мое ощущение — что это никак не нарушит монолитности Союза. Это ведь только видимость: ай-яй-яй, раскол. 35 человек — вот беда! Вот будет у них союз — 72 человека", — отметил Михалков.
По его словам, "проблема в том, что имущество Союза неделимо. Единственное, чего они в результате добьются, — что они будут собираться у кого-то на квартире, как "Зеленая лампа", или на лавочке в летнее время. Пользоваться услугами Дома кино они не смогут, потому что он им не принадлежит. В "Белых столбах" тоже не смогут, потому что они не члены Союза. Но флаг им в руки — если они сумеют сколотить мощную организацию, которая приобретет все свое, — кто им мешает?".
Глава СК убежден, что в случае, если Союз кто-то покинет, "тем вменяемым людям, которые остаются, достанется больше пространства, больше возможностей получать какую-то помощь".
Что же до диссидентов, то они, по мнению Михалкова, должны быть благодарны, что с них в судебном порядке не требуют вернуть 5 миллионов рублей, потраченных на организацию чрезвычайного съезда союза, на котором противники Михалкова пытались отстоять свою правоту и проиграли.
Раскол в СК произошел весной 2009 года, когда в Гостином дворе прошел чрезвычайный съезд, по итогам которого председательский пост вернулся к Михалкову, хотя в декабре 2008 года на VII съезде Союза его главой был избран Марлен Хуциев. Недовольные сторонники Хуциева подали в суд, однако потерпели поражение.
"Эти люди проиграли все процессы. А ведь Михалков не может купить все суды на свете, всю юриспруденцию, как им ни хочется в это верить. Одни люди принимают проигрыш как данность, пытаются найти общий язык, двигаться дальше. Другие не могут с этим смириться", — констатировал глава Союза.
Он добавил, что Союз в его нынешнем виде убедительно демонстрирует свою правоту, к нему присоединяется множество молодых людей, и только за последнее время было принято 200 человек. Что же до реформы Устава, которая должна обсуждаться 28 апреля на внеочередном съезде, то она, убежден Михалков, находится в компетенции Уставной комиссии, а не главы организации, и ни коим образом не является плодом заговора его сторонников. Все внесенные предложения, заверил он, будут обсуждаться, и нигде не сказано, что новая версия Устава запретит гильдии или разрешит бессрочно занимать руководящие должности.
"Другой разговор, что гильдии могут быть или внутри союза — тогда им надо подчиняться его уставу, — или вне союза, и тогда надо делать свой устав, свой бюджет, а не сидеть на трех стульях", — добавил глава СК, комментируя тот факт, что нынешний протест против него исходит из Гильдии киноведов.
Михалков добавил, что очень многие члены Союза не обменяли свои членские билеты на новые. "Значит, люди не платили взносы. По уставу так нельзя. После съезда мы каждому напишем письмо: друзья, возьмите, пожалуйста, свой новый билет и заплатите взносы. Если вы этого не сделаете, мы будем считать, что вы из Союза вышли. Это справедливо".