Сломанные копья, выпуск III-й

Мнения блоггеров о соцсети The Auteurs.com, "Сказке про темноту" Николая Хомерики, полемике Андрея Плахова и киноманов с Openspace, Акире Куросаве на логотипе Google, фильмах Сиона Соно и Кристофа Оноре.

theauteurs.com
Узнал намедни о замечательном web-проекте, посвященном кинематографу. Называется The Auteurs. Это смесь Last.fm, Vimeo (или Youtube, кому что больше нравится), Pitchfork и какого-нибудь толкового кинематографического ресурса, вроде сайта журнала "Сеанc" ("Сеанс" — черно-белый журнал про кино для умников, толстяк (320 полос) и тугодум (выходит несколько раз в год). Издается с 1990 года.).
В онлайн режиме можно смотреть фильмы, многие бесплатно, некоторые за 3$. В библиотеке ресурса содержится довольно большое количество признанных шедевров, немного заурядных лент и гигантская база современных лент независимых режиссеров. Сегодня, к примеру, посмотрел замечательный отечественный фильм "Perestroika songspiel" совершенно бесплатно, в хорошем качестве и без ожидания загрузки. В будущем хозяева ресурса планируют организовать абонентскую плату в 10$ в месяц, но тогда весь контент будет бесплатным. Лично я готов к таким жертвам ради такого качественного материала. Помимо самих фильмов на The Auteurs существует раздел посвященный фестивалям, где очень удобно следить за фестивальными лентами, о существовании которых не так то просто узнать, не бывая на самих фестивалях. А еще хозяева ресурса ведит что-то типа блога, в которых представлен довольно-таки конструктивный взгляд на развитие современного кинематографа и историю мирового киноискусства. Я думаю, этот ресурс может стать отличной базой для работы с киноматериалом в профессиональной среде (кино-анализ, кино-журналистика, культурные исследования, антропология и другие области гуманитарного знания), а новичкам, бывшим "наивным зрителям" может стать отличной стартовой площадкой для дальнейшего попадания "в тему". В общем, я в восторге, советую всем, кто сколько-нибудь интересуется кино в более глубоком смысле, чем просто развлечение.
xdimapanovx, http://xdimapanovx.livejournal.com/5638.html

Сказка про темноту

мы тут решили побывать со своим народом и посмотрели фильм николая хомерики "сказка про темноту". мы знаем, что многие его видели. расскажите, пожалуйста, что это было? иными словами, что это за феерическая пое**нь?

то есть, мы честно пытались сделать свою зрительскую работу — все 77 минут его продолжительности. но у нас не получилось. у нас есть, правда, несколько версий, которые крайне неубедительны.
- это действительно фильм о работниках метрополитена. владивостокского. который для снарядов, а не для людей.
- это честная сказка про темноту. ну, ту, которая потемки сознания. явно режиссерского.
- режиссер хотел нам сказать, что у работников милиции нет ничего святого.
- режиссер хотел нам сказать, что в работниках милиции нет ничего живого.
- режиссер хотел нам сказать, что работникам милиции ничего не положено.
- режиссер хотел нам сказать, что одиноким не предоставляется не только общежития, но и возможности выбора: раздвигай ноги и будь благодарна за маленькие милости от природы.

но все это как-то не то. в чем смысл-то? где сюжет? и где там жена губернатора дарькина? долуду мы увидели — он как живой прямо, несет поэтическую околесицу. но что здесь делал автор сценария? и монтажер?

в общем помогите, пожалуйста, сами мы не справились. пишем по горячим следам, не дожидаясь утра, потому что не сможем заснуть.

туула, к тебе в первую очередь относится. ты же кинокритик, блин.
ждем с нетерпением сердца.
мы с настиком.
Макс Немцов, http://spintongues.livejournal.com/255782.html

немного об очевидном.
о пресловутых списках лучших фильмов нулевых и колонке Плахова
достаточно сравнить здесь, здесь и здесь (если брать большие списки — сотни,  а не десяток, как у "Кайе дю синема"), и легко заметить, что консенсус очевиден за вычетом небольших вообщем-то расхождений. Какой уж тут кризис экспертного мнения, когда эксперты совершенно единодушны. И набор этот существует уже очень давно, еще со второй половины 90-х, а манифест "новой синефилии" Movie Mutations  под редакцией Эдриэна Мартина и Джонатана Розенбаума вышел еще в 2003:

Jonathan Rosenbaum: The project literally began with a taped dialogue between you and me in a Melbourne suburb in 1996. I was trying to solve a riddle that had grown out of some of my previous travels and international contacts — such as that first letter and that package containing your first two books that you'd sent me out of the blue in 1995. What piqued my curiosity was having met four extremely knowledgeable and highly energetic professional cinephiles based in different parts of the world who were all born around 1960 and had very similar film tastes, tastes which weren't my own. The fact that none of you knew one another — except for Kent Jones in New York and Alex Horwath in Vienna — was what especially intrigued me, because all four of you, including also Nicole Brenez in Paris, gravitated towards the same set of film-makers. What were the generational conditions of this unconscious bond between strangers that traversed so many national and linguistic borders?

И казалось бы, кому, как ни Плахову, работающему именно с этим сегментом кино (и проделывающему титанический труд, потому что машина культуры — это страшная вещь, которая живет не на отдельных блестящих статьях, а на каждодневном многократном повторении референций, банальностей и очевидностей и кто-то должен этим заниматься), это должно быть известно.

Поэтому его удивление удивительно. Сяосень уже черт знает сколько времени классик, чего бы он там не снимал теперь. Кошта канонизирован ретроспективами как классик и, возможно, уже успел "забронзоветь" (судя по тому, как никому не нравится Ne change rien). Большая часть французской критики сразу же возненавидела "Амели" как расистский фильм про фантазм о "белой" Франции без негров и арабов. "Необратимость" забыли (незаслужено), возможно, из-за Моники Белуччи и Касселя, будь другие, менее коммерциализированные, актеры, мб, этого бы не произошло, ну или если бы Ноэ еще снимал. На самом деле, конечно, очень интересно составить рейтинг забытых громких фильмов нулевых (в "Гардиан" была  попытка дать список незаслуженно недооциненных, но там было все несколько специфично). Спилберг во всех видах во французских списках, на самом дле, указывает на зияние: в нулевых не было блокбастера, который стал бы focal point для всех как "Матрица" или "Титаник" в 90-е. Возможно, в этом году на это место с чистой совестью поставят "Аватар", но уж слишком он убог концептуально. а возможно, блокбастер как средоточие универсальности, живущее дольше пары недель активного проката, тоже уже выродился.

Можно допустить, что у Плахова это отчасти поза — статья, на самом деле, очень эффективно подводит определенную черту, котрую, впрочем, надо было подвести уже сколько-то лет назад, см. выше. С другой стороны, в тексте сквозит обида человека, написавшего до фига книг, две три персонажей которых не берет в будущее как раз то экспертное сообщество, в котором он сам и вращается (ФИПРЕСИ, фестивали).
fosca, http://fosca.livejournal.com/299238.html


Очень смешная полемика между Плаховым и опенспейсовцами по поводу того, кто кого сборет — Антониони Верасетакула или Верасетакул Антониони. Но при этом их позиции совершенно совпадают в признании того факта, что Антониони имел более широкую аудиторию, чем Верасетакул. Причем арифметикой себя никто не утруждает, разве можно алгеброй проверить гармонию? Просто такое ИМХО и точка.

Пардон, но ведь система дистрибуции существенно изменилась. Антониони распространялся в Доме кино (куда простым смертным было не попасть), в лучшем случае в Иллюзионе. За пределами Москвы его никто не видел по той причине что его просто-напросто не показывали. А Верасетакул распределяется через сети. И за счет этого его аудитория едва ли меньше, а скорее даже больше. Причем ИМХО, это в основном одна и та же аудитория. В любом случае кто бы не победил из них, эти цифры равно ничтожно малы в сопоставлении с триумфом Аватара.

Однако на самом деле здесь есть большое различие, но совершенно не в количестве проданных билетов, а в установке авторов. Антониони было не наплевать на зрителя, спонсора, государство и т.д. а Верасетакулу глубоко наплевать (что совершенно никак не сказывается на взаимности со стороны зрителя). То есть у Антониони действительно была аудитория (но не реальная, а имманентрная, интенциональная), а у Верасетакула ее нет (в смысле имманентной, реальная аудитория вполне бойко его качает). Поэтому Антониони "великий" (имманентно), а Верасетакул нет.

Таким образом есть три стратегии:
Аватар хочет большую аудиторию, и имеет ее.
Антониони хочет большую аудиторию, но не имеет.
Верасетакул не хочет, и не имеет.
Первая и третья позиции как-то более внятные, чоткие. А вторая — мутная.

mariannah, http://mariannah.livejournal.com/661108.html

Не знаю, не хочу никого обидеть, но все эти многостраничные дискуссии последнего времени мне кажутся... ну не знаю, пустословием что ли? Вот все пишут "кризис экспертного мнения", "нафига нужна критика", а как по мне — никакого кризиса, конечно же, нет. Напротив, вон Марк Перансон написал в блоге журнала Cinema Scope, что в нулевых чаще всего пересматривал два фильма — "Молодость на марше" Кошты и Role Models Дэвида Уэйна (у нас в прокате проходивший под вывеской "Взрослая неожиданность", прости господи), и вот все моё окружение уже сразу ломанулось смотреть этот фильм. Это и есть критика. У неё есть две функции, благодаря которым эта профессия никогда не перестанет быть востребованной и важной. Первая — тупо указывать, подсвечивать то, что интересно. А вторая уже рассказывать о фильме, толковать, интерпретировать. Конечно, на весь мир наберется не так уж и много людей, которые настолько самоотверженно преданы своему делу, что с нескончаемым энтузиазмом и любопытством пропускают через себя весь этот огромный поток, раскапывая в нем жемчужины. Но их слово по-настоящему и ценно. Хорошо, когда образовываются какие-то горячие точки, места, притягивающие таких людей: тот же Cinema Scope, Film Comment этот злополучный, Кайе, Трафик, на самом деле таких изданий много. Но тут у каждого свои ориентиры.

А пример, кстати, высшего пилотажа — это Джонатан Розенбаум, например, который столько лет пишет о кино изо дня в день на каком-то недостижимом уровне; он периодически на свой страничке в интернете выкладывает свои статьи, скажем, 70-х годов, которые тут же разбираются на цитаты и расходятся по киноманским блогам. И если вести речь об этих архивных заметках, то тоже становится заметно, что кино не настолько сильно изменило свою структуру за это время, просто благодаря интернету мы уже можем позволить себе роскошь не зацикливаться на каких-то одних именах, а узнавать о большем количество фильмов.
Борис Нелепо, http://skval.livejournal.com/305036.html

может из-за круглой даты? 

не помню, чтобы еще кого из режиссеров так вспоминали.
bezumnypiero, http://bezumnypiero.livejournal.com/981949.html


Религиозное чтиво (о фильме "Высвобождение любви" Сиона Соно)
О японском кино сейчас пишут довольно много, и каждый критик или комментатор находит в нём что-то интересное лично для себя. Но такого единодушного интереса к фильму и всего спектра эмоций — от восторгов до полного неприятия (первых гораздо больше), какие вызвал фильм Сиона Соно Высвобождение любви (предложу такой вариант перевода англоязычного названия Love exposure) я не припоминаю. Поэтому Высвобождение начинаешь смотреть, заранее задаваясь вопросом: действительно ли это Главный Японский Фильм десятилетия?

 
Трейлер к фильму "Высвобождение любви"

4 часа экранного времени полностью захватят вас. Мастерство Соно в построении сюжета не уступает его мастерству в переплетении жанров. В Высвобождении любви есть мелодрама, кровавый "экшн", сатира на японские секс-фетиши, религию, порноиндустрию, а также остроумные отсылки к жанровой классике 70-х (вы ещё сомневаетесь, что самое прекрасное в мировом кино — Мейко Кадзи в роли "заключённой "Скорпион"? Соно вам напомнит об этой истине — он возвеличит этот незабываемый киномиф, посмеявшись над ним). Но умопомрачительная и изобретательная киноформа — не самоцель для Соно. Она помогает ему создать бесспорный киношедевр об одиночестве, месте веры и любви в нашей жизни. Высвобождение любви — это одновременно визуальное пиршество и глубокая драма о сущности религиозного фанатизма, о подавлении индивидуальности любым институтом и попытках сохранить свою целостность и жизнь близких за счёт простых человеческих чувств. В мире очень много плохого, но вера, надежда и любовь хоть немного помогают нам справляться с жизнью. Таким образом, Соно создаёт абсолютно кинематографическое произведение, заставляющее нас переосмысливать представления о киноязыке, в то же время равное лучшим литературным достижениям по эпическому размаху и индивидуальной философии.
Иван Денисов, http://www.cinematheque.ru/post/142584

Слезы впустую
"В современном французском кино, следы Трюффо и Ромера, дыхание nouvelle vague я всегда чувствовал в работах Кристофа Оноре. От фильма к фильму ему удавалось снимать драмы разных калибров: будь то непередаваемые сопли на асфальте или психологическую бомбу замедленного действия. И всеми ими двигала одна французская черта — инфантильная романтика, когда все чувства пережевываются изнутри, а уж потом, жертвенно вознесясь на высокий крест, несутся со страшной скоростью с меланхоличной беленой в глазах, теряя по дороге адресата. Под эту черту попадают и повседневность Ромера, и элегантность Годара и ирония Леконта, вообщем, весь цвет этой нации. К чему отнести новый фильм Оноре "Non ma fille, tu n'iras pas danser" ясно сразу, но это ком в чужом горле, хотя организм Франции никто не отменял. Это психологическая драма в декорациях Эрика Ромера, где образ фемины вознесен на пьедестал, и механизм ее тяжелой жизни постоянно барахлит, а иногда и вовсе останавливается от промокших деталей.

 
Трейлер к фильму "Моя девочка не хочет"

Героиня-мать Лена (Кьяра Мастроянни), сбежавшая с двумя детьми от неверного мужа, пытается не первый месяц доказать свою независимость, показать крепкие нервы и выжимать из себя ежедневно улыбку под названием "у нас все хорошо". Чашу невзгод переполняет появление супруга на семейном обеде, где впервые за полгода собираются все родные: беременная сестра Лены Фредерика с никотиновой ломкой и ломким мужем (у него-то та самая плаксивая черта зашкаливает до каких-то невероятных занудных пределов), малохольный брат Гульвен со своей не менее сдвинутой подружкой, и родители, переживающие период второй влюбленности или, проще говоря, обоюдного маразма. Лена негодует, Лена прячется в панцирь, все заботы со стороны близких принимаются враждебно и особенная активность со стороны экс-супруга, вынуждает её уехать от всех подальше. Тем временем, картина контрастирует медовым месяцем предков, мертворождением племянницы, помолвкой Гульена с подругой. Дочка растет в отца, сын растет в маму, этакий юный чувствительный Элюар. Нервный срыв сначала Лены, а потом и одного из еждевенцев полностью стирают иллюзорный идеальный мир, и кидают главную героиню на растерзание сомнениям. И когда на черном экране произносится последняя реплика, становится ясно, это была борьба со внутренним хаосом, нежели с проблемами снаружи.

Нашему зрителю порой не до передряг героев, они просто любят впитывать язык, на котором изъяснялись Моне и Кокто, поедать глазами образ жизни и просто получать эстетическое удовольствие. По большому счету в "Making Plans for Lena" (простое и четкое название для американского проката) это главнее, чем драма, вывернутая меньше, чем на пол-оборота. К сформированному актерскому составу Мастроянни-Гаррель-Буто добавился брат режиссера Жульен и Марина Фойс, что хоть как-то заполняет пустоту происходящего. А выше написанное можно смело перечеркнуть экранизацией рассказа сына Лены, который делит логически фильм посередине. Кристоф всегда больше работал на зрителя, а обратившись в диалог со своей душой, рискнул быть недооцененным, что губительно для образа великого повесы. Люди с тонкой душевной организацией не согласятся с моей слабой троечкой, это к Дарденнам не ходи, но зная потенциал режиссера, не получается судить иначе.
oomkah, http://mmmsoup.tumblr.com/post/450729707



Сайт управляется системой uCoz