"Сентиментальный романс" Эйзенштейна и Александрова

9 февраля в 19-00 — на киносеминаре научного отдела Библиотеки-фонда "Русское зарубежье" пройдет первый в России показ неизвестного фильма С. Эйзенштейна и Г. Александрова.
Всех любителей мирового кино приглашаем посетить очередное заседание семинара под руководством известного исследователя кинонаследия русской эмиграции Рашита Янгирова.

Сентиментальный романс / Romance Sentimentale
Жанр: Мелодрама
Год: 1930
Производство: Франция, СССР
Режиссеры: Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров
В ролях: Мара Гри

О фильме: Еще одна картина, связанная с именем Эйзенштейна, — "Сентиментальный романс", снятый во Франции в 1930 году.

Фильм подписан двумя режиссерами — Сергеем Эйзенштейном и Григорием Александровым. Об этом "случайном" опыте мэтра можно найти редкие воспоминания. Так, сам Эйзенштейн как-то обронил, что снимал и он сказки о Золушках и Спящих красавицах, но сделано это было, в сущности, лишь ради денег... Воспоминания Луиса Бунюэля также содержат строки об этом странном фильме. Бунюэль буквально жаждал увидеть новую ленту Эйзенштейна, снятую им во Франции, а после просмотра вознамерился "набить морду". Случай встретиться с режиссером из Страны Советов вскоре представился, однако Эйзенштейн оправдался перед импульсивным испанцем. Утверждал, что фильм не его, а его ученика Гриши Александрова, и подпись под "Романсом" он поставил лишь для того, чтобы помочь тому заполучить постановку. Бунюэль не поверил (правда, и факта рукоприкладства история кино не зафиксировала): "Я сам видел Эйзенштейна на киностудии в Монтре, где он снимал лебедей!".

Эйзенштейн и впрямь имел достаточно опосредованное отношение к красивостям "Сентиментального романса", лебедям, вуалям и прочим очаровательным излишествам, которые так легко выдают руку автора "Веселых ребят" и "Весны". История создания "Сентиментального романса" напоминает мелодраму и достойна того, чтобы вспомнить ее вновь. Во время пребывания Эйзенштейна и его сподвижников — Григория Александрова и Эдуарда Тиссэ (он, кстати, оператор "Сентиментального романса") — во Франции их свели с неким Леонардом Розенталем, богачом, признанным современниками "королем жемчуга". Розенталь предложил Эйзенштейну сделать фильм, став его продюсером, но с условием — главную роль в картине должна была играть его пассия Мара Гри, женщина весьма загадочная. Говорили, что эта красавица бежала с Колчаком из Одессы, что настоящее ее имя Мара Гринберг и она родом из России. Влюбленный "король жемчуга" хотел сделать Маре подарок: "Сентиментальный романс" практически не имел проката ни во Франции, ни за рубежом — и фильм оказался поистине королевским даром. А для Эйзенштейна он был не только возможностью поправить финансовое положение, но и опытом работы в звуковом кино. Картина, очевидно, распадается на две части. Первая — пролог, заставляющий вспомнить об идеях Эйзенштейна, изложенных в статье "Будущее звуковой фильмы. Заявка". Вторая — собственно старинная русская песня, исполненная Марой Гри, романс, наполненный тоской по родине, молодости... и роскошно аранжированный режиссурой Александрова. Салонный, по сути, стиль режиссера в его дистиллированном состоянии.

Библиотека-фонд "Русское зарубежье"
yл. Нижняя Радищевская, д. 2
(проезд до ст. метро "Таганская"-кольцевая)
Тел./факс: (095) 915-10-30; 8-926-336-86-80,
sporovnet@mail.ru (Дмитрий, координатор семинара)



Сайт управляется системой uCoz