Кабан-секач, человек из Гонконга и кинотюрьма будущего
На фестивале в Карловых Варах в этом году покажут ретроспективу малобюджетных фильмов из Австралии.
В этом году в одной из излюбленных программ кинофестиваля в Карловых Варах, "Показы для полуночников" (Midnight Screenings), будут представлены австралийские фильмы 1970-80-ых, объединенные жанром под названием Ozploitation (этот поджанр категории "эксплуатационный кинематограф" был введен специально для австралийских малобюджетных кинолент). Замечательный документальный фильм "Не совсем Голливуд" /Not Quite Holywood/ молодого и талантливого кинематографиста Марка Хартли, заслуживает уважения хотя бы за то, что воскрешает культ этой уникальной в истории кино субкультуры, которой, среди прочих, очень восхищается Квентин Тарантино.
В начале 1970-ых, в австралийском обществе наметились изменения (например, существенно снизились налоги для тех, кто финансировал местные фильмы), а затем произошел "культурный взрыв", сопровождавшийся снятием многих цензурных ограничений. Это вызвало шквал малобюджетного кинопроизводства категории В: пропитанные кровью фильмы ужасов, взрывоопасные экшн-триллеры с бешеными автогонками по хайвеям, и бесстыдные сексуальные комедии. Они служили этаким экстравагантным противовесом высоколобому австралийскому кино "Новой волны" ("Пикник у висячей скалы", и т.д.), собиравшими вокруг себя местных интеллектуалов.
На Международном кинофестивале в Карловых Варах покажут шесть фильмов, представляющих лучшее из этого забытого ныне жанра, благодаря которому молодые австралийские кинодеятели в те годы радикально изменили социальные привычки зрителей и обычаи кинопроизводства. По сценариям Эверетта Де Роша, "австралийский Хичкок" Ричард Франклин снял шоссейный триллер "Дорожные игры" (1981) /Roadgames/ и известный хоррор "Патрик" (1978). Тот же сценарист поспособствовал успеху характерного для жанра, с оттенком хоррора "Долгого уикэнда" /Long Weekend/ (1978)(реж. Колин Эгглестон) и был причастен к созданию впечатляющей пародии на "Челюсти" Спилберга фильма "Кабан-секач" /Razorback/ (реж. Рассел Малкэй)(1984), в котором героем вместо акулы сделали борова.
А наиболее известный режиссер эры Ozploitation, Брайан Тренчард-Смит, будет представлен двумя картинами: напичканный кунг-фу экшном на тему шпионов "Человек из Гонконга" (1975) и футуристическим триллером "Кинотюрьма будущего" (1986) /Dead-End Drive In/, где действие разворачивается в автомобильном кинотеатре, превращенном в концентрационный лагерь для отбросов общества и безработных.
По материалам пресс-релиза