ФИПРЕССИ: невоспетые киногерои.

Тем, кто составляют списки лучших фильмов года, не помешало бы познакомиться с призерами, получившими награду благородного собрания международных кинокритиков.

Любой проницательный фестивальный кинозритель, вероятно, уже давно заметил, что одна из премий почти всех кинофестивалей, в дополнение к Золотой пальме, Золотым львам или Золотым леопардам — это премия ФИПРЕССИ /Federation International de la Presse Cinematographic (Международная федерация кинематографической прессы), или, проще говоря, Международный приз кинокритиков. В принципе, это должна быть самая престижная и желанная премия уже потому, что жюри состоит из профессиональных кинокритиков (обычно их пять, по одному из каждой страны), которые получают деньги за то, что объясняют публике, что является хорошим, что — плохим и почему.

К сожалению, премия ФИПРЕССИ, хоть и является престижной, но совсем не содержит в себе денежной составляющей, хотя в теории, она, конечно, помогает фильму найти дистрибьютора. Тем не менее, однажды, я помню, как режиссер, только что получивший приз ФИПРЕССИ, горячо поблагодарил меня в качестве члена жюри, и спросил, какова стоимость премии. Я ответил, что, к сожалению, ее ценность в самом дипломе. "Вот черт!" сказал он полушутя.

ФИПРЕССИ была основана в 1926 году, бельгийскими и французскими критиками, а сокращенный вариант ныне принятого наименования появился в 1931 году. Федерация постепенно росла, причем не только по количеству стран-участниц, но и в плане престижа. Когда в 1946-м году стартовал первый Каннский фестиваль, ФИПРЕССИ уже была там (и присудила приз фильму "Короткая встреча" /Brief Encounter/ Дэвида Лина), а признанный британский критик Дилис Пауэлл был избран президентом. С тех пор дольше всех ФИПРЕССИ возглавлял Дерек Малькольм. (Напомним читателю, что с 2005-го года президентом Федерации является российский кинокритик и киновед Андрей Плахов).

ФИПРЕССИ присутствует в более чем 50 фестивалях в году, помогая, как написано на вручаемой в качестве приза статуэтке, "поощрять новое кино, продвигать и расширять представление о кино как о средстве художественного выражения и культурного образования". Глядя на фильмы, взявшие приз ФИПРЕССИ в 2009 год (а этим списком можно гордиться), поражает то, что очень немногие из них вышли за рамки ограниченной дистрибуции, а уж британские дистрибьюторы (прокатчики) оказались среди самых робких и недальновидных. И это ведь лучшие фильмы фестивалей, по мнению кинокритиков! Как и мой коллега Дэвид Паркинсон (составивший список из 10 фестивальных фаворитов, которых мы, скорей всего, не увидим), я удивляюсь, как прокатчики умудряются упускать столько ценных находок.

На церемонии вручения Европейских кинонаград, проходившем в Германии несколько месяцев назад, ФИПРЕССИ присудила премию фильму "Аир" /Tatarak/, лучшей картине Анджея Вайды за последние годы. Многослойные размышления о жизни и смерти в трех новеллах: в первой любимая актриса режиссера Кристина Янда произносит монолог о смерти мужа, Эдварда Клозинского, кинооператора, умершего во время съемок фильма; во второй — сам Вайда, снимающий фильм, а в основной истории — смертельно больная женщина (ее сыграла Янда) вступает в отношения (как материнские, так и эротические) с молодым человеком, напоминающем ей о погибших сыновьях. Звучит тяжело и болезненно, но эти поэтические, трогательные и порой даже остроумные истории уравновешивают друг друга, складываясь в красивую и гармоничную картину о непростых человеческих судьбах. Фильм намного лучше, чем исполненная самых благих намерений, но утомительная "Катынь" /Katyn/, хотя и у "Аира" не так много шансов попасть на кинопрокат в Великобритании.

Трейлер к фильму "Аир" Анджея Вайды

Фильмы-призеры ФИПРЕССИ 2009-го года

"Реванш" /Revanche/, Гётц Шпильманн (Австрия)
"Слепая свинья, которая хотела летать" /Babi Buta Yang Ingin Terbang/, Эдвин (Индонезия)
"Благословение" /Velsignelsen/, Хейди Мария Файсст (Дания)
"Молоко скорби" /La teta asustada/, Клаудия Льоса (Перу/Испания)
"Север" /Nord/, Руне Денстад Лангло (Норвегия)
"Любовь напоказ"/Ai no mukidashi/, Сион Соно (Япония)
"Наша борьба" /Nuestra lucha/, Джейм Роман Тирелли (Мексика)
"Самая счастливая девушка на свете" /Cea mai fericita fata din lume/, Раду Юде (Румыния)
"Добровольно-принудительно" /De Ofrivilliga/, Рубен Остлунд (Швеция)
"Интимные связи Шекспира и Виктора Гюго" /Intimidades de Shakespeare y Victor Hugo/, Юлен Oлаисола (Мексика)
"Служанка" /La nana/, Себастьян Сильва (Чили)
"Черная овца" /Oveja negra/, Хумберто Хинохоза Оскариз (Мексика)
"Необычные истории" /Historias extraordinarias/, Мариано Льинас (Аргентина)
"Девушка с севера Китая" /Dong Bei, Dong Bei/, Зу Пен (Китай)
"Страсть не знает преград" /Alle Anderen/, Марен Эд (Германия, 2009)
"Муха", Владимир Котт (Россия)
"Молоко", /Süt/, Семих Капланоглу (Турция)
"Солнце мое единственное", /Hayat Var/, Реха Эрдем (Турция)
"Другой берег" /Gagma napiri/, Георгий Овашвили (Грузия)
"Все странное и новое" /Everything Strange and New/ Фрэйзер Брэдшоу (США 2008)
"Транс" /Transe/, Тереза Виллаверде (Португалия)
"Белая лента" /Das weisse Band/, Михаэль Ханеке (Германия)
"Полицейский, имя прилагательное" / Politist, Adjectiv/, Корнелиу Порумбойю (Румыния)
"Амрика", /Amreeka/, Шерин Дабис США)
"Не конец" / Nije kraj/, Винко Брешан (Сербия)
"Ничего личного" /Nothing Personal/, Урсула Антоняк (Нидерланды/Ирландия)
"Девушка-ткачиха", /Weaving Girl/ Кванан Ван (Китай)
"Лурд", /Lourdes/, Джессика Хауснер (Австрия)
"Хадевейх", /Hadewijch/, Брюно Дюмон (Франция)
Los Condenados, Исааки Лакуэста (Испания)
"Знаменитые и мертвые" /Os Famosos e os Duendes da Morte/, Эсмир Фильо(Бразилия)
"Викинг", /Vikingo/, Хосе Селестино Кампусано (Аргентина)
"Начало" /Kick Off/, Шавкат Амин Корки (Ирак)
"Медаль почета", /Medalia de ONoare/, Калин Нетцер (Румыния)
"Реверс" /Rewers/, Борис Ланкош (Польша)
"Без имени", /Sin Nombre/, Кэри Фукунага (Мексика)



Сайт управляется системой uCoz