В "Иллюзионисте" Шоме снимает шляпу перед Тати
Сценарий "Иллюзиониста" Жака Тати Сильвен Шоме прочитал в поезде, следовавшем из Парижа в Канны. Номинированный на "Оскара" режиссёр и аниматор сразу же загорелся идеей экранизировать прочитанную историю. Рассказывая о новой картине на Берлинале, он заметил: "Это было совсем не то, что обычно называют сценарием. Скорее, передо мной был роман".
События происходят в 50-е годы XX века. Тати рассказывает о стареющем человеке — самом себе — и молодой девушке (считается, что прототипом её образа послужила отлучённая и не признанная Тати дочь). Старик, странствующий волшебник по имени Татищев, знакомит девочку с окружающим миром, в котором происходят большие перемены.
Дочь Тати, Софи Татищева, которая была горячей поклонницей картины Шоме "Трио из Бельвилля", подбросила Шоме идею адаптировать для анимационного кино этот нереализованный сценарий, но умерла через четыре месяца.
ПРИМЕЧАНИЕ: Хотя Софи Татищева дала Сильвану Шоме сценарий "Иллюзиониста" и вскоре умерла, вторая, не признанная дочь Тати заявляет свои права на фильм. Ситуация изложена в деталях в "Guardian".
Рассказывая на прошлой неделе на Берлинале о фильме Шомэ, Маша Макеева (Macha Makeïeff), соучредитель фонда Жака Тати "Les Films de Mon Oncle", занимающегося хранением и продвижением картин Тати, сказала, что новый фильм замыкает круг произведений Тати, и вносит, таким образом, завершающий штрих в его поздний портрет.
Действие фильма разворачивается в основном в Эдинбурге, в Шотландии, на заре телевизионной эры и нарождающегося движения рок-н-ролла, демонстрируя чехарду новых исполнителей и аудитории, встречающие новые виды развлечений с распростёртыми объятьями. Шомэ, прежде всего, отдал дань Тати, но он не пытался подделать его стиль и имитировать, будто французский режиссёр сам снял эту ленту. Перед нами история, настоянная на смеси печали, очарования и юмора, она напоминает о временах больших перемен, открывает окно в пятидесятые. Почти без диалогов — французский волшебник и шотландская девочка не могут разговаривать друг с другом — история разворачивается в карандашных зарисовках традиционной анимации.
Шотландская девочка в "Иллюзионисте" обнаруживает волну консюмеризма, но она, кажется, верит, что старик может сотворить для неё новый сказочный и богатый мир из чистого воздуха. В самом начале фильма она моет полы в захудалом пабе, где выступает Татищев. Но иллюзионист с помощью волшебства открывает ей глаза на возможность нового образа жизни, и она следует за ним в большой город, даже не осознавая последствий своих желаний: хорошей одежды и прочих материальных благ. Он же в тайне берётся за дополнительную работу, чтобы поддерживать в ней эти иллюзии.
"В "Иллюзионисте" мы на самом деле видим и даже ощущаем на себе, откуда именно взялся Жак Тати, и понимаем, насколько хрупка природа его мира", — объяснила Макеева. Шоме добавил на этой неделе, что Тати был бы заворожён анимацией, потому что она даёт максимальный контроль над воплощением творческого замысла. "Он работал так, как будто был режиссёром анимационных картин", — сказал Шоме.
"Я думаю, очень важно, что фильм выходит сейчас, когда столько всего изменилось, ведь с начала работы над идеей прошло пятьдесят лет", — объяснил Сильван Шоме. — "В тот момент всё это могло казаться весьма ностальгическим". Во время пресс-конференции на Берлинале он добавил: "Всё меняется, но никогда не исчезает полностью. Речь не о конце света, но ещё и о том, что пожилые люди могут сделать и какой вклад внести".
"Когда я прочитал сценарий, то сразу же увидел красивую историю отношений стареющего человека и молодой девушки, превращающейся в женщину, — рассказал Шоме. — Они встречаются на перекрёстке своих жизненных путей".