Сломанные копья, выпуск II-й
Сэм Клебанов — о результатах вручения наград "Оскар", переписка главреда Arthouse.ru с "человеком, назвавшимся Никитой Михалковым", главред Sports.ru — про "Оффсайд" Джафара Панахи, новый фильм Бартаса, отреставрированная версия "Метрополиса" Фритца Ланга, "Сады осени" Отара Иосселиани.
Участники проекта "Сноб" посмотрели "Оскар"
Вообще раздача призов получилась очень предсказуемой. В каждой категории победили заранее известные фавориты. Не знаю, как в России, а в Швеции по ТВ перед церемонией показывали результаты интернет-голосования и, по крайней мере, по 4 актерским номинациям они совпали с результатами на 100%. То, что матч Аватар — Hurt Locker (рука не поворачивается написать непонятно откуда взятое название "Повелитель бури") складывается не в пользу Кэмерона стало понятно, когда H.L. начал выигрывать Оскары в "содержательных" номинациях (сценарий и монтаж), плюс звук, а "Аватар" также предсказуемо стал собирать визуально-технические: спецэффекты (кто бы сомневался), продакшн-дизайн и операторская работа. Хотя последняя категория для фильма по большей частью нарисованного на компьютере выглядит излишней. Лучше бы Ханеке дали за его суровый черно-белый минимализм. Вот уж действительно отличный пример, когда из работы опрератора сплетается уникальная визуальная материя фильма. Я не очень большой поклонник "Ублюдков", поэтому за Тарантино не переживаю. Вальц, понятное дело, награду заслужил, но уж больно у него роль была выигрышной, на ней весь фильм и держался, остальные там в основном обозначают присутствие (кстати, позавчера в Берлине случайно познакомился с парнем, который играл в "Ублюдках" немецкого офицера с приклеенной на лоб картой в сцене в кабаке). Но я болел за Вуди Харрельсона — он в "Вестнике" сыграл просто шикарно. Жаль, что оставили без наград Up in The Air, The Messenger и District 9, но так всегда бывает — каждый год находятся хорошие фильмы, которым не достается ничего. Не переживаю и за Коэнов. При том, что фильм их мне очень нравится, но это как раз тот тип фильмов, который снимают уже ПОСЛЕ Оскара — не для наград, а для души. И в удвоенную категорию "Лучший фильм", их, похоже, пригласили просто из респекта.Жаль, что без "Оскара" осталась "Белая лента", но по сути и это предсказуемо — обычно все каннские победители и призеры пролетают — вспомните "Гоморру", "Класс", "Дитя", "4 месяца 3 недели и 2 дня" и пр. Уж слишком разные вкусы и критерии у академиков и фестивальных жюри. Плюс академики выбирают победителя из совсем другого набора фильмов, на фестивали как правило не ездят, европейскую прессу не читают и весь этот hype проходит мимо их. Я аргентинский фильм не видел, но судя по отрывкам и кассовым сборам это довольно мейнстримовская по форме история, что для "Оскара" только на пользу. "Белая лента" все-таки слишком arty для академии. Я правда думал, что сюрприз сможет преподнести мощнейший израильский Ajami. Не преподнес..
Будучи прокатчиком фильма Il Divo ("Изумительный") болел за него в категории "Лучший грим", куда в кои-то веки занесло иностранное кино, но понятно, что академикам гораздо проще оценить как загримировали молодых актеров под культовых персонажей Стар Трека (на котором все они практически выросли), чем оценить трансформацию великолепного актера Тони Сервилло в итальянского экс-премьера Джулио Андреотти. С учетом невысокого интереса американцев к внешней политике и европейскому кинематографу, большинство академиков очевидно слабо представляли себе как выглядят оба эти персонажа без грима и виртуозность этого перевоплощения осталась неоцененной. Но тут уже и за номинацию спасибо.
От просмотра "Аватара" я получил огромное зрительское удовольствие, но болел за Hurt Locker, который мне безумно понравился, когда я его еще увидел первый раз на Венецианском Фестивале 2008 года. Я рад, что академики не пошли дорогой "Титаника", и не выдало награду за кассовый рекорд, а в очередной раз выбрали независимый фильм. Для меня одним из ключевых было выступление сценариста, который сказал, что это был бескомпромисный фильм, который не менялся в результате тест-просмотров и решений студийных чиновников, а воплотил художественное видение своих авторов. "Аватар" то как раз снимался с явной целью понравиться всем и каждому, что в художественном плане накладывает очень жесткие ограничения и заставляет закруглять все острые углы и отшлифовывать до блеска все шероховатости. Пора уже особую категорию вводить "Фильм с нерально большим бюджетом и гигантскими сборами" и давать в нем отдельную награду. Про Hurt Locker уже много хорошего написали, по-моему все свои статуэтки он заслужил, но есть еще один принципиальный момент, который стоит отметить: до сих пор практически все фильмы об Ираке были сделаны в жанре разоблачения: о различного рода зверствах и военных преступлениях, про то как люди сходят там с ума, возвращаются домой с необратимо покалеченной психикой и т.д. А Бигелоу сняла возможно первый фильм о реальных и в общем-то по-своему совершенно нормальных чернорабочих той войны, которые просто каждый день делают свою работу, рискуют жизнью, боятся, иногда погибают, но подсаживаются на адреналиновый военный наркотик так, что слезть с этой иглы уже нет никакой возможности. При этом ни разу не переступает черту за которой начинаются политика, идеология и ура-патриотизм. Как ни удивительно, снимая кино честное и, по определению создателей, бескомпромисное, ей все равно удалось снять фильм о героях, которым могут сочувствовать зрители самых разных политических пристрастий — от либералов до ультра-консерваторов, что очевидно сыграло свою роль при голосовании академиков. Так что ее Оскары не только заслужены, но и вполне закономерны.
Сэм Клебанов, Snob.ru
КАК МИЛЛЕР С МИХАЛКОВЫМ БОДАЛСЯ, ИЛИ ПОДПИСКА О НЕРАЗГЛАШЕНИИ
Re:
ВЫ ЗАЕ***И, ДРУЗЬЯ!
НЕ ПРИСЫЛАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, НИКАКИХ ПИСЕМ НИКОГДА!
НИКОГДА!
______________________________
RE:
Дорогой друг, а х**и бы вам в таком случае не кликнуть на ссылку в конце письма под названием Удалить мой адрес из базы рассылки?
С уважением,
Илья Миллер
Главный редактор сайта http://www.arthouse.ru/
______________________________
RE:
Дрожайшая любовь моя, я, б***ь, на эти ссылки кликаю чаще, чем бреюсь!
Так эта х**та про Клебанова (уважаемого!) приходит со ста тысяч других ваших поганых адресов.
Пожалуйста, умоляю, забудьте про меня навсегда.
Я очень люблю кино. Европейское — особенно. И Сэма люблю.
Но я понятия не имею, как у вас оказалась моя почта и кто вам дал право бомбардировать меня этим ё***ым спамом.
С уважением,
Никита Михалков.
Илья Миллер, http://sexy-sadie.livejournal.com/248261.html
"Коренной евразиец"
Сегодня на Берлинале в "Форуме" премьерный показ нового фильма гениального Шарунаса Бартаса "Коренной евразиец". Главную роль играет сам Бартас, женскую — молодая Клавдия Коршунова. Фактура — фатальная Зимняя Европа без Солнца. Как и в The limits of control, рефрен фильма — чужой язык. Что бы доснять фильм Бартас занял у всех своих близких и знакомых, заложил свой дом-студию и получил кучу (8-10) исков по просроченным кредитам. В общем, все типично по кассаветевски. Кажется, это действительно чудо, что фильм все-таки увидят. Таких, как Бартас мало, единицы. Sharunas Bartas, an Army of One. Снимали в литовских лесах, в Смоленске (в Москве и Питере съемок так и не было), во Франции и прочих просторах Европы.
Это "история гангстера, отправляющегося в путешествие по Европе, чтобы спасти свою шкуру. Погоня, проходящая по всему континенту, превращается в мрачное видение будущего". Неслучайно, у прошлого фильма Бартаса "Семь человек-невидимок" первоначальное название было другое — Борьба. Он — "полулитовец, полурусский, уголовник с налетом интеллигентности, пытается легализоваться и стать нормальным человеком, завести семью, иметь детей, дом". В прологе фильме за кадром он монотонным голосом о себе: вырос без родителей, получил "образование" от преступного дяди, первый рэкет, приватизация в рушащемся Советском Союзе, позже международная торговля наркотиками. Она — "проститутка Саша, видит своего спасителя и жаждет любви, детей, поддержки мужчины". Коршунова для в вживания в роль тусила с проститутками и неделями бухала. Не думаю, что у Бартаса есть шансы на награды. Надеемся, что на прокат шансы будут — "Кино без границ" вкладывали в фильм, насколько я понимаю.
Сегмент Бартаса из альманаха "Видение Европы":
Пересмотрел вчера ночью еще "Нас мало" — все-таки Бартас один из самых близких мне режиссеров, надо съездить к нему в гости.
Сергей Дёшин, http://vanslon.livejournal.com/54170.html
Фильм недели. Offside
Казалось бы, рассказывать европейцу про иранский футбол можно довольно долго — в конце концов, не в каждой стране футбольной периферии на матчи ходят по 100 тысяч человек. Однако Панахи решил, что важнее рассказать собственно про Иран. Все разговоры в фильме так или иначе строятся вокруг футбола, но из них становятся понятны более основополагающие вещи — что иранские мужчины не видят особого смысла в дискриминации женщин; что женщины способны на самостоятельные поступки; что иранцы куда чаще думают о футболе, чем о ядерном оружии. Такие высказывания довольно редко остаются без внимания европейской кинокритики — вот и Offside получил приз жюри на Берлинском кинофестивале.
Иван Калашников, http://www.sports.ru/tribuna/blogs/reserve/65891.html
Metropolis Berlinale
В пятницу в рамках Берлинале показывали "Метрополис" (1927) на огромном экране, натянутом на Бранденбургские ворота. Полтора года назад в Аргентине была найдена авторская версия, которая на полчаса длиннее всех других сохранившихся вариантов; этот вариант отреставрировали и впервые показали в сопровождении живого оркестра. Оркестр, впрочем, играл в Фридрихшдадтпаласе, в тепле, для звезд; простые смертные слушали трансляцию, отморозили себе жопу и не осилили 210 минут оригинала. Но впечатление произвело — качество значительно лучше того, что у меня на DVD, да и сам фильм — "Аватар" той эпохи по стоимости и размаху, только с сильным политическим подтекстом.
Бриггита Хельм — крутейшая актриса, а всякие находки типа отдельных часов с десятичасовым циферблатом для живущих и работающий под землей пролетариев — вообще супер; пару лет спустя в СССР (и, кажется, в Китае?) пытались ввести пяти- и шестидневную неделю, чтобы заставить народ больше работать.
По поводу премьеры выпустили роскошную книгу, 400 страниц, 600 иллюстраций, 50 евро.
plmnnk, http://plmnnk.livejournal.com/31785.html
"Сразу скажу: многим этот новый (столь щедро цитирующий себя) Иоселиани покажется чересчур благодушным. Одни отметят, что мэтр заводит все ту же волынку. Другие пошутят: дескать, название как нельзя точнее свидетельствует об "осени" самого режиссера. Все вместе спокойно проигнорируют его радикальность, которая, если попытаться описать ее в двух словах, — в виртуозном развертывании любимой автором темы: антропологии Власти.
Тут, впрочем, нужно добавить, что речь не пойдет ни о конкретной политической власти (это было бы пошло), ни, разумеется, о сатире на французских политиков (фигурирующие в фильме министры слишком карикатурны, а распевающий за окном электорат едва ли похож на реальный).
"Сады" — о власти как обладании (вещами, историей, смыслом), о производимом ею отчуждении и о нравственном стоицизме, не зря столь часто склоняемое эпикурейство Иоселиани здесь обретает философски буквальный, а не описательно-метафорический смысл.
В сущности, можно сказать, что "Сады" Иоселиани — это те же "Сады" Эпикура. Как и там, речь идет о тщете обладания, о плюрализме причин, никогда не сводимых к одной единственной (а значит, можно быть министром и поигрывать в карты, словом, только так и можно быть кем бы то ни было!). Как и там, речь об осмысленной кривизне поступков, о легком, но не легкомысленном обращении с миром, наконец о том, что можно быть в политике, но нельзя быть политиком (что равносильно сведению к статусу, отграничению от мира, игнорирующему существо самой жизни — вечно изменчивой и подверженной случаю)".
adakeller, http://adakeller.livejournal.com/45078.html