Потерянный фильм Жака Тати несёт в себе семейную боль
Внук режиссёра фильма "Каникулы господина Юло" обвиняет создателей новой анимационной картины в переиначивании сценария.
Новый фильм "Иллюзионист", снятый по сценарию Жака Тати, пролежавшему 54 года на полке, в конце концов, выйдет на экраны. Анимационную картину режиссёра Сильвэна Шомэ впервые покажут на Берлинском кинофестивале Берлинале в следующем месяце. Однако история скандалов и боли подлинной жизни французского комика грозит заслонить собой премьеру.
Фильма Шомэ по горькой сказке Жака Тати очень ждали с момента его (Шомэ) оскароносного триумфа в области анимации в 2003 году. "Иллюзионист" рассказывает историю о стареющем, вышедшем из моды волшебнике, вся жизнь которого меняется, когда он встречает молодую девушку. Эта притча, считается, была личным посланием Тати его подрастающей дочери.
В 2000 году, за два года до своей смерти, дочь Тати, Софи, отдала сценарий в руки Шомэ. Теперь же семья старшей незаконнорожденной и отлучённой отцом дочери, Хельги Мэри-Джин Шиль, живущей на северо-западе Англии, требует, чтобы французский режиссёр признал, что источником вдохновения для фильма была именно старшая дочь.
Сценарий "Иллюзиониста", утверждают они, был попыткой искупления вины за позорный отказ от собственного ребёнка, и этот рассказ является единственным публичным признанием Тати факта существования старшей дочери. Семья обвиняет Шомэ в попытках снова заретушировать историю их многострадального фамильного наследия.
"Переиначивать оригинальный сценарий "Иллюзиониста", не потрудившись узнать о его тревожных намерениях и сделать из него таким образом всего лишь гротескную, эклектичную и ностальгическую дань в честь покойного автора — это, на самом деле, акт подлинного неуважения к нему", — заявляет в письме в Observer внук Тати Ричард МакДональд.
Хельга и трое её детей — Кеннет, Грэхем и Ричард — уверены, что на сегодняшний день они — единственные оставшиеся в живых потомки знаменитого режиссёра, снявшего такие классические картины, как "Каникулы господина Юло" и "Мой дядя".
История Хельги, державшаяся в секрете всё её детство, чтобы сохранить репутацию отца, выплыла на свет, когда новости о планах Шомэ снимать фильм стали достоянием общественности, и Ричард МакДональд отправился в Нортумберленд, где снималась картина. Притязания МакДональда были изучены и подтверждены академиком и биографом Дэвидом Беллосом, к которому семья обратилась после публикации в 1999-м году его книги о Жаке Тати.
Тати, родившийся в 1907 году и носивший тогда имя Жак Татищев, встретил Герту Шиль, австрийскую эмигрантку и будущую мать Хельги, в парижском мюзик-холле, где она и её сестра работали вместе с ним во время немецкой оккупации. Когда Герта забеременела, несгибаемая сестра Тати, Натали, богатая деловая женщина, посоветовала брату не жениться. Герту уговорили подписать бумагу, в которой значилось, что она освобождает предъявителя сего от отцовских обязанностей в обмен на некую сумму денег, после чего женщина покинула страну с младенцем на руках в надежде выйти замуж за другого мужчину.
Поступок Тати стал скандалом в театральных кругах, и многие бывшие коллеги по Лидо начали его сторониться.
"Все встали на сторону девушки, а Тати остался в одиночестве", — рассказывает Беллос.
Тати пришлось на время уйти из театра и вначале отправиться поработать в Берлин, а потом уединиться в деревне Сент-Севере-сюр-Эндр. Именно она вдохновила его на создание в 1949 году фильма "Праздничный день", который сейчас считается одним из самых влиятельных фильмов во французском кинематографе.
Хельга росла и видела плакаты и киноафиши с изображениями отца по всей Европе. В определённый момент она попала в сиротский приют в Северной Африке. Подростком, в Марокко, она предприняла несколько попыток связаться с отцом: писала ему письма, просила о помощи.
Это было примерно в то время, как утверждает Ричард МакДональд, когда Тати писал сценарий к "Иллюзионисту". Стыд, вызванный решением бросить Герту, как считается, помешал Тати установить контакт с дочерью. Позже молодая Хельга устроилась на работу гувернанткой в Париже, но так и не встретила там своего отца. Зато она повстречала множество бывших коллег матери, которые все, как один, подтвердили историю её вынужденного отъезда с ребёнком на руках.
Унаследовав любовь родителей к театру, она училась на танцовщицу и ездила с друзьями на праздники в Испанию, где и познакомилась с Норманом МакДональдом, англичанином, за которого позже вышла замуж.
Сегодня сын описывает её как "любимую мать" и утверждает, что "она, по крайней мере, заслуживает уважительного признания". Он говорит: "За искусство моего дедушки нужно было заплатить большую цену, и человеком, который пострадал больше всех от его несдержанного поведения была, что непростительно, моя мать и по совместительству его старшая дочь".
Перевод: Ольга Стеблева