От мейнстрима до экстрима на международном кинофестивале в Роттердаме
Сегодня в Роттердаме откроется международный кинофестиваль. Его программу комментирует АНДРЕЙ ПЛАХОВ.
Первый европейский фестиваль года поражает количеством фильмов (порядка пяти сотен), в том числе мировых премьер, и во многих отношениях может конкурировать с идущим встык Берлинским. Только акцент здесь делается не на голливудских звездах, а на широком спектре нового кино — в диапазоне от США до Руанды, от мейнстрима до экстрима.
В этом спектре есть свои "горячие точки". Ею по-прежнему остается Румыния, а недавно их число пополнили Израиль и Канада. А также Грузия: здесь начался бум киноиндустрии, а сама страна как зона конфликта привлекает внимание и внешнего киномира. Премьеру голливудского фильма с Энди Гарсией в роли Михаила Саакашвили обещали весной в Канне, но и Роттердаму есть чем похвастаться.
Фестиваль закроется картиной "Aviatrix of Kazbek" голландки Инеке Смит. Вдова грузинского режиссера Тато Котетишвили давно интересуется этой территорией и известна как автор документальной ленты "Мама Путина": герои этой картины — жители одной грузинской деревни, как один, утверждают, будто будущий национальный лидер России родился и вырос по соседству с ними, а уже потом был телепортирован в Питер в школу КГБ. Сюжет нового фильма Инеке Смит не так фантастичен и основан на реальном эпизоде Второй мировой войны, когда пленные грузинские солдаты советской армии подняли на голландском острове Тексель восстание против немцев.
Грузия в центре внимания и нового фильма Андрея Некрасова и Ольги Конской (недавно скончавшейся) под названием "Русские уроки". Авторы известны серией политических разоблачений на материале сенсаций и скандалов последнего десятилетия — от взрывов домов в Москве до убийства Литвиненко. Тема нового фильма — недавний военный конфликт России и Грузии, снятый как бы с двух сторон, хотя нетрудно догадаться, какая из них ближе создателям картины.
Впрочем, политизация затронула фестиваль в Роттердаме куда меньше, чем Берлин и даже Канн. Подавляющее большинство показываемых здесь картин находятся на противоположном полюсе — в области чистого эксперимента или культурной экзотики. Например, в Роттердаме в этом году подробно представлены барселонская документальная школа и кинематограф Центральной Африки. Один из самых интригующих фильмов программы — "Катастрофа" встречающего скоро 80-летие Жан-Люка Годара. Это одноминутный коллаж о плачевном состоянии человечества.
Интересно проследить в этой связи, какое место занимает на карте Роттердамского фестиваля Россия. Лет двадцать назад здесь устраивались солидные ретроспективы "полочных" фильмов, выпускались монографии, посвященные истории "Ленфильма" или творчеству Геннадия Шпаликова. Это время давно ушло, но все же и в последние годы российское кино было представлено своими лучшими работами. В прошлом году здесь чрезвычайно успешно прошли "Полторы комнаты" Андрея Хржановского, а на этот раз Россия участвует короткометражками из области "параллельного кино", которое здесь знают и помнят со времен проведенной фестивалем специальной программы "параллельщиков".
Будут показаны также фильмы "Сынок" Ларисы Садиловой (в свое время отмеченной здесь "Тигровой наградой") и новая документальная лента "Читая "Блокадную книгу"" культового героя Роттердама Александра Сокурова. Наконец, в конкурсе первых и вторых режиссерских работ покажут фильм "Мама" Елены Ренард и Николая Ренарда — чрезвычайно радикальный опыт документальной драмы.
Казалось бы, не так мало, однако за рамками программы оказались фильмы российской "новой волны" — от "Волчка" Василия Сигарева до "Бубна, барабана" Алексея Мизгирева. По логике именно Роттердам мог бы стать Меккой нового российского кино, но оно в нынешнем сезоне путешествует большей частью по другим маршрутам.