R.I.P. Джин Симмонс (1930-2010)
Как стало известно, 22 января в Санта-Монике (Калифорния) на 81-м году жизни умерла от рака Джин Симмонс, актриса, которая стала звездой одновременно слишком рано и слишком поздно.
Жизнь Джин Симмонс до 30 лет напоминала сказку. 14-летнюю дочь учителя физкультуры, завоевавшего для Англии бронзовую медаль за художественную гимнастику на Олимпиаде в Стокгольме (1912), увидел режиссер Вэл Гест, восхитился изысканной, чуть старомодной красотой и дал роль в своем фильме. Симмонс не училась актерству, да ей было и некогда. К 20 годам она была нарасхват у лучших режиссеров Англии: Эстелла в "Больших ожиданиях" ("Great Expectation", 1946) Дэвида Лина, танцовщица Канчи в экзотической сказке Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера "Черный нарцисс" ("Black Narcissus", 1947), незабываемая Офелия в "Гамлете" ("Hamlet", 1948) Лоуренса Оливье.
В 1950 году со своим мужем Стюартом Гренджером она отбыла в Голливуд и тут же проявила недюжинную хватку, выиграв трехлетнюю тяжбу у студии, ограничившей ее свободу. Продюсер Ховард Хьюз отомстил, не отпустив к Уильяму Уайлеру, мечтавшему о Симмонс-принцессе в "Римских каникулах" (1953). Но жаловаться не приходилось: она играла с Марлоном Брандо, Робертом Митчемом, Ричардом Бартоном, Грегори Пеком, Бертом Ланкастером, Кирком Дугласом, Спенсером Трэйси.
Она была не очень довольна амплуа актрисы исторического жанра: Елизавета II в "Молодой Бесс" ("Young Bess", 1953) Джорджа Сидни, любовница Наполеона в "Дэзирэ" ("Desiree", 1954) Генри Костера, Вариния, подруга Спартака, у Стэнли Кубрика (1960), египетско-римские красавицы. Ей хотелось — по контрасту — играть злодеек: великолепна Диана, извращенная и избалованная убийца в "Ангельском личике" ("Angel Face", 1953) Отто Преминджера. Но это был ее единственный нуар, как "Большая страна" ("The Big Country", 1958) Уильяма Уайлера — единственный вестерн, "Парни и куколки" ("Guys and Dolls", 1955) Джозефа Манкевича — единственный мюзикл, а "Пока они в море" ("Until They Sail", 1957) Роберта Уайза — единственная психологическая драма о женских судьбах военных лет.
Шанс обновить амплуа дал ей второй муж Ричард Брукс в "Элмере Гентри" ("Elmer Gantry", 1960), балладе о шарлатане-проповеднике. И тут все полетело в тартарары. Рухнула студийная система, а вместе с ней — система жанров. Симмонс было всего 30, но шанс стать звездой английского кино "рассерженных молодых людей" она упустила, а устоявшееся амплуа делало ее неинтересной для молодых американцев. Мельчали режиссеры и фильмы. Симмонс сыграла в "Хэппи-энде" ("The Happy Ending", 1969) Брукса бегущую от постылого мужа женщину, топящую горе в водке. В 1986 году ей самой пришлось лечиться от алкоголизма.
Она обиделась на кино. На большом экране почти не появлялась, зато много играла в сериалах, включая "Большие ожидания" (1989), новую версию романа Диккенса, с которого началась ее слава. Роль Фионы в "Поющих в терновнике" принесла ей "Эмми" (1983). Последней работой в кино стало озвучивание роли бабушки в "Летающем замке" Хаяо Миядзаки. Семьей Симмонс в последние годы были собака Мистер Гейтс и кошки Эдиссон и Меган.