Дэвид Tомсон — об Изабель Юппер
"Вряд ли в истории кино раньше были женщины, выделявшиеся бы в свои 50 лет среди прочих актрис. Но Изабель Юппер — одна из них".
"Кто такая, черт подери, эта Изабель Юппер?" Почти 30 лет назад этим вопросом задавались в офисе United Artists, когда Майкл Чимино хотел дать ей роль Эллы во "Вратах рая". Исполнительный продюсер фильма администратор Стивен Бах позже писал: "О Юппер я тогда только слышал, и никогда не видел ее на экране .... Она была незначительной французской актрисой с плоским, крестьянским лицом, которое было не особенно симпатичным, но на фотографиях смотрелось приятно".
Бах (который умер ранее в этом году и был моим большим другом) рассказал о том, что знал администратор в Голливуде в 1980-м году. Он с трудом себе представлял французскую актрису исполнительницу главной роли в столь большой картине, какой должны были стать "Врата рая". На самом деле, "Врата рая" оказались неудачными, но никто не винил в этом Изабель Юппер. Вообще, я считаю, что Баху следовало рассказать всем, что ни одна американская актриса не отнеслась бы с такой легкостью к обнаженным сценам. И, возможно, никакая другая актриса не сделала бы из своего изнасилования в том фильме столь грубое посягательство на свою свободу. Французское происхождение или крестьянский вид были здесь ни при чем — если только вам не кажется, что крестьянская внешность неизменно подчеркивает красоту. Юппер она помогла по-новому трактовать ту историю о правах человека.
Теперь все по-другому. Все мировое сообщество кинозрителей сходится в мнении, что Изабель Юппер — одна из величайших актрис. Конечно, она выглядит на 56 лет, потому что она — часть культуры, в которой приходят в ужас от мысли, что можно изменять свою внешность при помощи хирургии. В один миг понимаешь, что она всего лишь на два года моложе Mерил Стрип, и ровесница двум английским актрисам, которых я бы причислил к тому же самому классу — Миранде Ричардсон и Джульетте Стивенсон.
Решение поместить этих четырех актрис в одну группу неслучайно. Ведь вряд ли в истории кино раньше были женщины, выделявшиеся бы в свои 50 лет среди прочих актрис. Является ли случайностью или одним из плодов феминизма идея (в свое время враждебная идеологии кинематографа), что чем старше становится женщина, тем более она интересна?
Юппер флиртовала с американскими кинофильмами: кроме "Врат рая", она снялась в "Окне спальни" у Кертиса Хэнсона, играя вульгарную, эгоистичную женщину; она была бывшей монахиней в "Любителе" Хэла Хартли; и у нее была маленькая роль во "Взломщиках сердец". Также она снялась в "Форели" у Джозефа Лоузи. Но она неизменно продолжала работать во Франции, и по количеству работ может сравниться с Жанной Моро или Катрин Денев: "Вальсирующие" Бертрана Блие; "Судья и убийца" Бертрана Тавернье; "Кружевница" Клода Горетта; и ее первый большой удачный ход в "Виолетте Нозьер" Клода Шаброля. Это была ключевая роль — обиженная девушка, становящаяся опасной женщиной, преступницей, ищущей свободы.
Однако после 40 лет ей овладело великолепие или вызывающее поведение: роль в "Мадам Бовари" у Шаброля, где она не совсем подходила для роли; съемки вместе с Сандрин Боннэр в "Церемонии" Шаброля; у Киаростами в "Люмьер и компания"; "Избирательное сродство" для братьев Taвиани. Ее шедевр, на мой взгляд, это — "Пианистка" Михаэля Ханеке, история невероятно одинокой женщины, которая преподает музыку и стремится к мазохистскому сексуальному насилию. Это нелегко смотреть, и это наверняка невероятно сложно сыграть. Но таким образом упрочилась репутация Ханеке — как великого режиссера, и Юппер — как необыкновенно храброй актрисы.
Юппер, может быть, не хватает комизма (в этом отношении у Стрип есть преимущество), но, возможно, это еще один признак ее преданности Франции — что она посвящает себя проектам, в которых женское существование не считается предметом для шуток. В 2006 году на Лондонском кинофестивале Британского киноинститута Southbank Юппер была посвящена отдельная ретроспектива. Во вступительном слове Джефф Эндрю из Британского киноинститута процитировал критика Тома Милна, который говорил о "таинственном внутреннем сиянии Юппер, которое пылает за ее терпеливым страданием". Это было сказано по отношению к "Кружевнице", но на самом деле охватывало весь диапазон от задумчивого отчуждения до необычайного интеллекта, что делает Изабель Юппер самой главной крестьянкой нашего времени, так или иначе стремившейся к самым возвышенным ролям.