"ЛабораТОРИЯ.Голем" Бориса Юхананова

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ, Театр "Школа драматического искусства" представляет

 

1 декабря 2009 года, "Тау-зал"

 17.00  презентация издательского арт-проекта "ЛаборТОРИИ.Голем" "КНИГА ОТРАЖЕНИЙ"

 19.00 спектакль "ЛабораТОРИЯ.Голем"

НОВЫЙ ОБЛИК

1 декабря  в  театре "Школа Драматического Искусства" состоится презентация "Книги Отражений" — плода уникального исследования в области современной феноменологии театрального восприятия. "Книга Отражений" является одновременно публикацией и арт-объектом. Ее издание подводит итог очередному этапу развития в стенах театра художественной общины "ЛабораТОРИЯ"*.

Одновременно с изданием книги завершается двухлетний период, в течение которого спектакль "ЛабораТОРИЯ.Голем. Венская репетиция"* прямо на сцене писал для себя пьесу. С декабря 2009-го года зрители могут стать свидетелями нового процесса — на их глазах созданный участниками ЛабораТОРИИ театральный сериал начнет обретать форму.

"Книга Отражений"  - продолжение проекта "ЛабораТОРИЯ"  на территории современного искусства и издательской деятельности. Она представляет собой  полное собрание  высказываний, посвященных одному спектаклю — "ЛабораТОРИЯ. Голем. Венская Репетиция" и опубликованных в печатных СМИ или онлайн в период с 2007-го по 2009-й год.  Высказывания размещены в строго хронологическом порядке, вне зависимости от тона автора и его отношения к увиденному.   Будучи собранием всех зрительских голосов под единой обложкой, она представляет собой наиболее адекватный способ отражения событий, происходящих во время встречи спектакля с залом и наиболее приемлемым для арт-общины способом презентации проекта и спектакля.  Визуальной основой для книги стали фотографии спектакля, сделанные за прошедший этап развития проекта.

 ___________________________________________________________________________ 

*"ЛабораТОРИЯ"  — была создана в 2002-м году  как исследовательская и художественная территория взаимодействия  театра и священных текстов иудаизма. За годы существования ЛабораТОРИИ ее участниками был открыт ряд принципов, позволяющих говорить о формировании особого  подхода к  устройству театральной ткани и репрезентации театрального процесса.

 

*"Голем" - Эти принципы воплотились в  театральном проекте "Голем".  Реализация   проекта началось в 2004-м году, когда ЛабораТОРИЯ стала работать с пьесой "Голем" драматурга Г. Лейвика.

*"Венская репетиция" — В 2007-м году, во время демонстрации спектакля "Голем" на международном фестивале "Исправление Мира"  в Вене спектакль "Голем"  начал писать для себя пьесу. В этот момент были обнаружены и применены специальные технологии создания драматургического текста. В период с 2007-го по 2009-й год, спектакль продолжал писать для себя пьесу на глазах у зрителей на сцене театра "Школа Драматического Искусства".

Мнения в прессе и в блогах:

Blog: Пишет bogher ([info]bogher) @ 15.11.2007  15:08:00

"Голем" — не плод ДЕЛАНИЯ спектакля. Это выражение того невыразимого, что происходит два раза в неделю в течение пяти лет в лаборатории. Кирилл и Мефодий, придумав кириллицу, сделали с языком следующее: разбили горшок, стоящий на улице за решеткой, по кусочкам перетащили его в дом и снова склеили, что еще можно было склеить. Так и язык театра — все настоящее преобразует в систему штампов. Что делать? Придумать новый язык, свой.

[info]anna_fedorova  26.11.2007 @ 04:12 pm

"Голем" в ЛабораТОРИИ

Всю прошлую неделю ходила на репетиции спектакля "Голем" в ЛабораТОРИЮ Бориса Юхананова и Григория Зельцера. То, что они делают — полностью, конечно, сносит крышу. Например, третья часть спектакля представляет собой воспроизведение обсуждения репетиции, которую они показывали в Вене на фестивале. Звучит ужасно скучно - "воспроизведение обсуждения репетиции", а ты сиди да смотри. Вышло, однако же, невероятно смешно и очень рефлексивно.

Пишет Meta — joke (shaggy_dugong) Виктор Осипов @ 19.11.2007  20:25:00

Поиск ответа на вопрос "Что это было?" одновременно является поиском ответа на вопрос о том, в чём причины наркотического воздействия спектакля. Как и что этот спектакль делает с людьми? Зритель получает возможность (тревожную и беспокоящую) выйти за пределы своего видения мира, тех привычных различений, которые он накладывает на мир. В этом — механизм современного искусства и современного катарсиса. Именно это делает современное искусство родом духовной практики, родом терапии. Когда искусство позволяет снять привычные рамки, оно вызывает наркотический эффект. Как тренинг, как медитация, как молитва.

Джон Фридман, The Moscow Times:

Утверждается, что спектакль основан на пьесе "Голем" знаменитого идишского писателя Гальпера Лейвика, хотя это утверждение можно легко поставить под сомнение. Подзаголовок программки называет происходящее "Венской репетицией", хотя и это неправда — я приехал в театр, пользуясь московским метрополитеном. Вместе с программкой продается буклет, в котором, в частности, обсуждаются уникальные костюмы работы Юрия Харикова, однако актеры играют в своей уличной одежде на пустой сцене. Короче говоря, с какими бы ожиданиями вы не пришли на спектакль "ЛабораТОРИЯ. Голем", будьте готовы к тому, что они не оправдаются.

lvika's journal 10:10 pm  12.03.2008

ЛабораТОРИЯ

Голем — спектакль Бориса Юхананова. Этот спектакль о творчестве, о том решающем моменте на стыке небытия и бытия, когда замысел творца только­только начинает воплощаться в жизнь и еще не поздно вернуться назад и оставить все как есть.

Ольга Андреева, корреспондент отдела "Науки" журнала "Русский репортер"

"Что это было?" — думаю я. Назвать это спектаклем — значит погрешить против природы театра, назвать жизнью — значит то же самое. На границе этого смертного для театрального режиссёра греха и существует Юхананов. За это его не любят критики. Предпринимая отчаянную попытку предъявить публике имя Юхананова, мы невольно вступаем в зону полной неизвестности.

http://teatral.org.ua/forum/viewtopic.php?t=1885&postdays=0&postorder=asc&start=50

ЙолопУккии Добавлено: Пн  19.05.2008 — 16:51

Что касается меня, то в подобном опыте мне интересена, прежде всего, "культурологическая" составляющая: "прививка" еврейской (семитской) традиции, традиции последовательного единобожия и письменного текста абсолютно чужеродного ей элемента; ведь театр имеет корни языческие, и возник в культуре слова не письменного, но звучащего по преимуществу; в культуре, в которой — в отличие от семитских — визуальные искусства изначально "легитимны". (Вспоминаются "Поиски Аверроэса" Борхеса.)

Однажды, пару тысяч лет назад, подобное скрещение уже имело место, породив христианство, а с ним и всю современную западную (включая нас) цивилизацию. Так что результаты подобных "прививок" могут быть очень интересными и далекоидущими...

Капустник по Торе

Автор:  Виталий Ченский

http://booknik.ru/news/report/?id=27155

Сюжет такой: актёрская труппа, руководимая опытным режиссёром, репетирует спектакль по пьесе драматурга Гальперна Лейвика "Голем". Режиссёр голосом, похожим на голос Никиты Михалкова, комментирует происходящее и беседует с актёрами. Временами это очень смешно. В целом сильно напоминает театральный капустник, однако выражение лица Бориса Юхананова не позволяет сомневаться в глубине подоплеки. В конце концов, у спектакля есть ещё две части.

Александр Раппопорт

(Репка) Деконструкция

Претензия данного спектакля на новатор­ство состоит в том, чтобы поговорить о театральном процессе и взаимоотношениях внутри треугольника режиссёр-актёр-зритель. Но для этой цели подойдет любой материал, не обязательно тревожить Голема. Очень хороша была бы здесь история про деда, который посадил репку. Ее преимущество в том, что она общеизвестна, а момент узнавания — сильнейшее эмоциональное переживание. Приходит, допустим, человек на спектакль "Репка. Открытый процесс" и с первой же сцены узнает историю, которую впервые услышал в детском саду. Воспоминания детства имеют над нами колоссальную власть, и зритель преисполняется благодарности к режиссеру, доставившему ему такое удовольствие.

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1177443.html

Симуляция шизофрении может быть художественным приёмом — иногда продуктивным, чаще не очень. Но когда шизофрения становится основным (а то и единственным) содержанием произведения, — такое "искусство" может быть интересно создателю, но ни публика в нём, ни оно само, произведение, в публике уже не нуждается. Другое дело, что эмоционально могут цеплять кого песенки про "Дважды два четыре" и стишки "Крошка сын к отцу пришел", кого действительно небезынтересная сцена, где "режиссёр" (не Юхананов, а персонаж — режиссёр), как он говорит, качается на волнах зрительского внимания — это довольно странное, но приковывающее внимание медитативное упражнение. Меня же не цепляет совершенно.

http://yanka­32.livejournal.com/69001.html

yanka_32   20.06.2008

[...] потом самоотверженно пошла смотреть вторую часть спектакля лабораТОРИИ Бориса Юхананова "Голем. Венская репетиция". Второй раз! Очень любопытная вещь у них получается (в настоящем времени — потому, что все время получается что­то разное). Иногда кажется, что сплошь театральные штампы, самодеятельная игра, пафос или, наоборот, клоунада, а потом вдруг такое из этого выходит, что мороз по коже. и начинаешь думать о жизни, блядь, о смысле ее и все такое.

Финал второй части особенно был хорош.

Дмитрий Бавильский

Новый мир, 2009, № 2. С. — 203-212

Важное обстоятельство: все слова первого и второго режиссёров (очевидные alter ego Юхананова, копирующие его жесты и интонации) переводятся на английский язык. Любое вербальное движение спектакля тут же удваивается переводом. Перевод оказывается метафорой творения и удвоения творения: перевод с одного языка на другой и есть главное действие, совершаемое в "Големе", театре интенции, где основные события происходят не на сценическом пространстве, а в голове. Есть миф о Големе, есть пьеса о Големе, есть венская репетиция, есть студийцы, и есть зрители нынешнего просмотра — все эти густо перемешанные составляющие оказываются со­творцами того, что представляется и длится.

abhyasa wrote: 10.02.2009 06:46 pm (local)

Насчет голема... Ты не был на спектаклях Юхананова? В некотором смысле, там зрители и актеры меняются местами. А по духу это — каббалистический постмодерн. Создание спектакля — голема, зрителя — голема, режиссёра — голема. Можно в конце февраля сходить, если интересно. [...]

[там же]

nata_neti wrote:

12.02.2009  10:13 pm (UTC)

Мой нюх меня не подвёл, хотя своеобразная манера изложения, ненормативная лексика и т.п. могли и оттолкнуть, но энергию и свежесть мысли, очевидно, трудно спрятать даже за этим. [...]

loveplanet.ru/a­ljpost/login­lo_que

15.07.2009, 7:33
lo_que

Верилось в натуральность самого происходящего, однако, с трудом. Но больше меня потрясла короткая красивая притча, которую напишу в тему о спектакле "Голем"; больше для себя. Юхананов её всю показал — жестами. Полуоткрытая ладонь тыльной стороной вниз — колыбель, вверх — гроб. Таким образом, вся жизнь человека от колыбели и до гроба — в руках. Между колыбелью и гробом ещё есть один единственный поворот руки. Временное пространство от смерти и до жизни вместе с поворотом руки - тоже в руках. В руках Бога. Жалею ли я о чём-­то, что было в моих силах изменить? - Да, наверное. И тем пока сильнее, чем дальше.

Аккредитация и дополнительная информация:

Ирина Денисова

paramonmoscow@gmail.com

Дарья Жданова

jdan.dash@gmail.com

ул. Сретенка, 19/27, м."Сухаревская"

тел.:  632-93-44, 632-93-77



Сайт управляется системой uCoz