Ретроспектива, посвященная 60-летию Берлинале

Более 40 фильмов собраны британским критиком под названием "Play it again...!"

В 1960-м году в конкурсе Международного кинофестиваля в Берлине был показан фильм, который бросил вызов всем существовавших традициям кинематографа и огорошил критиков. "На последнем дыхании" /A Bout de Souffle/ (Франция, 1959/1960) не только стал международным прорывом для молодого Годара, но также возвестил о появлении французской "новой волны", самой выдающейся вехи в истории фестиваля. В рамках ретроспективы "Play it again... !", экскурсии по 60 годам Берлинале, на большой экран вернутся былые кинооткрытия и будут освещены фильмы, ставшие показательными  для развития фестиваля: от первых десятилетий, прошедших под тенью Холодной войны, до того периода, когда кинофорум открыл двери фильмам из социалистических стран, и до завершения политического деления Европы, произошедшего примерно лет 20 назад, после чего фестиваль прекратил балансировать между культурной открытостью и политическим давлением. В 1980-х и 1990-х Берлинский фестиваль смог заявить о себе как о платформе для восточно-европейского и азиатского кинематографа, а в последние годы у него с увеличивающимся успехом получалось ставить снятые в Германии фильмы на один уровень с международной кинопродукцией.

Ретроспектива продемонстрирует все многообразие фестиваля более чем 40 фильмами из программ "Конкурс", "Форум", "Панорама" и "Поколение". Составлял программу известный британский кинокритик Дэвид Томсон. "Такой фестиваль, как Берлинский, наглядно демонстрирует, как спорные фильмы прошлых лет становились нынешней классикой. Помимо подобных фильмов, я включил в программу работы, которые могут удивить или оскорбить и нынешних зрителей — таким образом я хочу подтолкнуть берлинскую аудиторию к дискуссиям", говорит о своем выборе фильмов куратор, который сейчас проживает в США. Раритеты первых лет фестиваля, как, например, "Запрещенный Христос" /Il Cristo Proibito/ (реж. Курцио Малапарте, Италия, 1950/51), "Фрекен Юлия" / Fröken Julie/ (реж. Альф Шёберг, Швеция, 1950/51) и "Жить" /Ikiru/ (реж. Акира Куросава, Япония, 1952) противопоставлены таким недавним фильмам, как "Мы победим!" / Drømmen/ (реж. Нильс Арденн Оплев, Дания/Великобритания, 2005/2006), захватывающая история об отце и сыне, нацеленная не только на молодое поколение, и "Магнолия" /Magnolia/ (реж. Пол Томас Андерсон, США, 1999), фильм, наргражденный "Золотым медведем" в 2000-м году. "Нам нужен был взгляд со стороны: Какие фильмы представляют собой историю фестиваля, по мнению знатока кино Дэвида Томпсона? Какие фильмы помогли сформировать фестиваль, на его взгляд? Его подборка интересна тем, что проливает свет на историю кино", говорит директор Берлинале Дитер Косслик.

"Исключительно выдающимися стали те фильмы, по политическим или эстетическим причинам разрушившие монотонную работу фестиваля, и благодаря этому оставившие неизгладимый отпечаток в нашей памяти", добавляет Райнер Ротер, художественный директор Немецкой кинематеки и глава "Ретроспективы".

К примеру, в 1976-м году "Империя чувств" /Ai No Corrida/ (реж. Нагиса Осима, Япония/Франция, 1975/76) вызвала огромный скандал: после первого показа копию пленки конфисковала окружная прокуратура и выдвинула обвинение в адрес Ульриха Грегора, директора Международного форума нового кино, за "распространение порнографии". Затем в 1979-м году много шуму вызвала антивоенная драма "Охотник на оленей" /The Deer Hunter/ (Майкл Чимино, США, 1978). Когда, несмотря на протесты представителей Советского Союза, фильм был показан в конкурсной программе, несколько социалистических стран сняли с фестиваля свои фильмы и отозвали на родину делегации.

Также в подборке Дэвида Томпсона представлено европейское авторское кино, например, художественный дебют Вернера Херцога "Знаки жизни" / Lebenszeichen/ (ФРГ, 1967/68) и тонкий, меланхоличный фильм Алена Таннера "В белом городе" / Dans la ville blanche/ (Швейцария/Польша, 1982/83), а также жемчужины азиатского кинематографа, например, "Красный гаолян" /Hong gaoliang/ Чжана Имоу. Эта картина, получившая "Золотого медведя" в 1988-м году, стала первым фильмом из Китайской народной республики, получившим награду на крупном международном кинофестивале. В середине января 2010-го года полная программа PLAY IT AGAIN ...! будет доступна на http://www.berlinale.de/ и http://www.deutsche-kinemathek.de/.

Фильмы Ретроспективы будут показываться в CinemaxX на Потсдамер-Платц и Цойгхаускино. Кинопрограмму будет сопровождать серия мероприятий в Немецкой кинематеке. Берлинский издательский дом Bertz + Fischer в серии "FilmHeft" издаст книгу по ретроспективе с вступительным эссе Дэвида Томпсона и большим количеством фотографий. Книга выйдет на двух языках (немецком и английском). В одном разделе книги подробно и досконально пройдется по отобранным к показу фильмам, представив детальную информацию по фильмам и современные рецензии. За ретроспективу и издание книги отвечает Немецкая кинематека — Музей кино и телевидения (Deutsche Kinemathek — Museum für Film und Fernsehen). 60-й международный кинофестиваль в Берлине пройдет с 11 по 21-е февраля 2010-го г.



Сайт управляется системой uCoz