Карта, звуки, два ствола
В российский прокат вышел фильм "Карта звуков Токио", лауреат Каннского фестиваля.
Фильмы, освистанные в Каннах, относятся к той категории, которая априори вызывает жуткий интерес. Они могут нести в себе оскорбительный скандал, представлять собой непонятый публикой шедевр — да и просто вызывать у зрителя хоть какую-то реакцию, пусть и негативную. Про картину "Карта звуков Токио", показанную в Каннах в этом году, было известно, что ее освистали во время показа, критики в прессе надругались над ней самым беспардонным образом, а Twitter кишел язвительными и лаконичными сообщениями — и фраза "самый дерьмовый фильм фестиваля" была мягкой формулировкой. Но каннской публике слепо верить смысла нет — зная хрестоматийный случай с реабилитацией "Приключения" Антониони. И по степени скандалов этот год в Каннах побил все рекорды, из-за чего даже возникло подозрение, что на реакцию зрителей влияют какие-то посторонние факторы, а вовсе не качество самих фильмов. Может, люди просто собрались пар выпустить, а не кино смотреть. Выход фильма в российский прокат предоставил отличную возможность убедиться, заслужила ли "Карта звуков Токио" такую бурю негатива. Заслужила. Все по делу. Ни разу не "Приключение".
Престарелый японский бизнесмен после неожиданного суицида дочери теряет интерес к корпорации и все время проводит за просмотром домашнего видео, вспоминая всякие милые сердцу детали из ее детства. За этим делом он решает, что довел ее до такого шага испанец-экспат Давид, с которым она связалась, и заказывает его. Дело поручают хрупкой девушке по имени Рю, занимающейся заказными убийствами в свободное от основной работы время. На основной, и, судя по всему, низкооплачиваемой работе хрупкая девушка грузит ящики с рыбой на рынке. Циничная Рю, получив задание и отказавшись выслушать, зачем и почему, решает навестить Давида в винном бутике, которым он заправляет. Давид, справедливо видя в ней лишь обычную клиентку, на ломаном японском, а потом и на ломаном английском впаривает Рю бутылку красного, бросая глубокомысленную фразу о том, что вино тоже бывает чувственным. Рю, то ли не желающая отставать по чувственности от бутылки вина, то ли ошарашенная познаниями испанца в вине, вступает с Давидом в любовную связь.
Вся канва этого не бог весть какого сюжета оформляется ближе к середине фильма — первая часть фильма больше посвящена видам ночного Токио и оригинальности японской кухни. Такова часть обязательной программы для кинодеятелей, обращающихся к теме столкновения культур, без нее никак. Но даже среди случаев азиатского паломничества и культурного паразитирования бывают свои удачи, вспомнить хоть "Страх и трепет" или "Шабондамскую элегию". Видно, что испанка Койшет, поставив три довольно унылых фильма (последний из которых назывался как раз "Элегия", что характерно), немного устала быть самой собой и решила поиграть то ли в Софию Копполу (смешное исполнение Серхи Лопесом песни Depeche Mode в караоке), то ли в Вонга Кар-Вая (повторяющаяся неоднократно на саундтреке песня Эдит Пиаф на японском). Койшет, помимо диковинных заморских яств, интересуется еще и любовными утехами, и спаривает главных героев в довольно смелых сценах. Эта смелость добавила любовным сценам нелепости. Возрастной Давид, герой Серхи Лопеса, в стыдливой бабьей эротической фантазии предстает образцовым самцом-мачо, наделенным заросшей мохом грудью, властным прищуром и уникальной техникой орального и мануального ублажения партнерши (что предположительно и доводит ее до самоубийства). У самого Серхи Лопеса во время съемок вполне могло возникнуть неслабое ощущение дежа-вю — все эти умения ему приходилось демонстрировать десять лет назад в "Порнографической связи". Зритель все равно испытает ощущение, что где-то он все это уже видел, несоизмеримо чаще и сильнее.
Чувство досады от такого кино-аналога упаковки дизайнерского "Доширака" может компенсировать разве что постоянное присутствие в кадре актрисы Ринко Кикучи. Ее аккуратная челка, кошачья пластика и мурлыканье радуют глаз, и делать ей почти ничего для этого не приходится. Появляется желание изъять ее из безмятежной атмосферы этого фильма и поместить в какой-нибудь более будоражащий, надрывный климат. Потенциал, чтобы выстрелить на уровне Одри Тоту, Азии Ардженто или Себиль Кеккили, у нее есть — но беда в том, что фильм не предоставляет ей такой возможности, он слишком слаб и не блещет оригинальностью. Решили в ответ не блистать ею и жюри каннского фестиваля, вручившее картине приз за технику — звукооператору, разумеется.
КАРТА ЗВУКОВ ТОКИО MAP OF THE SOUNDS OF TOKYO
Испания, 2009, 109 мин.
Режиссер Изабель Койшет
В ролях Ринко Кикучи, Серхи Лопес, Мин Танака, Манаба Ошио, Такео Накахара, Хидео Сакаки, Джан Мацуо, Хуан Потау Мартинез
В кинотеатрах с 12 ноября
Трейлер к фильму "Карта звуков Токио"