Японская Красная Армия
Газета "Лимонка" — о фильме "Объединенная Красная Армия" Кодзи Вакамацу.
Из-за непопулярности азиатской культуры многие молодые революционеры пропускают опыт одной из самых успешных радикальных групп в истории подобных движений — Японской Красной Армии. Так что пора пролить немного света на историю JRA и URA. Городские партизаны, скромные цели которых звучали как: "Мы должны взорвать Пентагон, Главное полицейское управление и Управление национальной обороны Японии. Мы должны смести буржуазию с лица Земли" и, которые не только осуществляли успешные захваты самолётов, взрывы заводов, нападения на оружейные магазины и другие серьёзные акции, но и вызволяли попавших в тюрьму товарищей, не должны оставаться безвестными.
Пылающие по всему миру студенческие революции шестидесятых не оставили в стороне и Японию. Дело усугублялось ещё и тем, что Япония заключила с США договор, по которому американцы могли размещать на территории Японии военные базы, из которых шли бомбардировки Вьетнама. Т.е. в то время, как в США ширилось антивоенное движение, японцы были вынуждены поддерживать чужую войну. За время ожесточённых схваток студентов с полицией, пикетирований министерств, захватов университетов и многодневных баррикад студенческие движения преобразовались в целый набор различных радикальных организаций. Фракций Красной Армии в Японии было достаточно много, однако вполне можно сказать, что все они сформировались из одного источника — Студенческого Союза. Первый угон "Боинга" в Северную Корею с целью получить там военную тренировку Японская RAF совершила, не имея никакого опыта, а из оружия имея при себе только самурайские мечи, обрезки трубы и несколько автоматов Калашникова. Причём сначала самолет предательски посадили в Сеуле, убеждая, что партизаны уже в КНДР, но бойцы быстро уличили переодетых в корейскую форму обманщиков, которые об идеях чучхэ знали немного (учи идеологию, товарищ!). В это время другая группа, RLF, под предводительством железной девушки Хироко Нагата обеспечила себя оружием, совершив налёт на оружейный магазин. Позже обе группы слились в URA, Объединённую Красную Армию, действующую на территории Японии, тогда как JRA, Японская Красная Армия, создала базу в Палестине, откуда продолжала громить японский капитализм, взрывая американские заводы, захватывая посольства и совершая другие диверсии. Классическая партизанская тактика точечных ударов поддерживалась тактикой шока — угонами самолётов, которые принуждали власти идти навстречу и возвращать уже схваченных бойцов. Они взрывали нефтехранилище "Шелла", захватывали французские и американские посольства, угоняли авиалайнеры, умудряясь не провалиться, и это притом, что ядро состояло из нескольких десятков человек в возрасте от 20 до 28 лет. Есть, чему поучиться.
Помимо боевой деятельности и налётов на банки с целью получить финансирование радикалы заботились о широкомасштабной информационной поддержке своих акций. Для этих целей была открыта киностудия "Вакамацу продакшн", принадлежащая одному из самых известных режиссёров эксплотейшн- и "розового" японского кино Кодзи Вакамацу. С одной стороны, студия прикрывала деятельность радикалов в Ливане (дескать, снимаем кино про войну, а вовсе не готовим планы мировой революции), с другой — действительно снимала агитационные фильмы. Кодзи Вакамацу вместе со своим соавтором Масао Адати снял про Красную Армию документальную работу "Красная Армия. Манифест борьбы за мировую революцию", Адати прокатывал фильм в Японии и Европе среди студенческих масс. О режиссёрах нужно сказать отдельно: Вакамацу за участие в деятельности радикалов пытались посадить в тюрьму, хотя какой уважающий себя авангардный режиссёр откажется поддержать радикалов, а Адати так и вовсе увлёкся идеями партизан, взяв автомат в руки и после попав в камеру. И что сейчас? Вакамацу недавно снял фильм про URA, а Адати вышел из тюрьмы и тоже выпустил своего "Террориста".
Особенно привлекает в истории URA/JRA даже не их высокая результативность и дисциплина, а преданность делу, граничащая с фанатизмом. Самурайские традиции, презрение к смерти, смешанные с левыми доктринами и веяниями культурной революции Мао Цзэдуна, сделали из студентов крайне опасных бойцов. В истории этой организации нет места пустой псевдореволюционной романтике и тачкам с открытым верхом, здесь каждый знает свое дело. Разницы между женщинами и мужчинами нет также — JRA управлялась Фусаку Сигэнобу, RAF — Хироко Нагата, обе девушки. Особенно хорошо известен инцидент на горе Асама, где загнанные в угол остатки RAF защищались до последнего. Штурм захваченного пансионата продолжался больше недели, а телевизионная трансляция этого события била рейтинги посещаемости. Никто не сдался, несмотря на многократные уговоры. После инцидента Хироко Нагата и Мори оказались в тюрьме, казалось, что с URA покончено. Но не тут-то было — восточный фронт дал себя знать с полной силой.
Целью партизан была мировая революция, которую они хотели приблизить с помощью краха буржуазных настроений и расторжения договора с американцами (который, кстати говоря, действует в Японии до сих пор), и ради этого они были готовы практически на всё. Например, захваченные в аэропорту врасплох Такэси Окудайра, Ясуюки Ясуда и Кодзо Окамото отстреливались до последнего, убив два десятка полицейских, а потом подорвав себя гранатой. А один из партизан так и вовсе сжёг себя в одной из акций. За нетвёрдость убеждений некоторые просили помочь им совершить харакири. Такая преданность делу достойна уважения, однако была у неё и обратная сторона. Широко известна история с сеансами "революционной самокритики", в результате которой радикалы казнили более десятка своих товарищей, справившись с этим лучше полиции. Пресса подняла из этого шумиху, обозвав партизан кровожадными палачами, однако, учитывая суровый и более чем прагматичный настрой участников Красной Армии, осудить или оправдать произошедшее со стороны сложно. "Мчащиеся кони" Юкио Мисимы весьма неплохо демонстрируют психологию таких бойцов — их убеждённость легко может быть направлена против них самих. Про "революционную самокритику" и снял свой последний фильм "Объединённая красная армия" Кодзи Вакамацу. Это даже не фильм, а феерия, пир духа, царство жестокости и абсурда, соединение смешного и ужасного, комиков и палачей, что-то взвинчивающее и в высшей степени неожиданное. Одновременно это один из самых выразительных и впечатляющих фильмов про революционные группировки, что я видела. Быть одним из самых выразительных и впечатляющих фильмов ему нетрудно, потому что все революционные "биопики", включая "Банду Баадера-Майнхоф" из последних, — это (при всех вводных) боевики-мелодрамы, т.е., по большому счету, трата времени. А Вакамацу сделал следующее: во-первых, он бегло показал, какое пламя и войны между людьми и полицией полыхали в шестидесятые в Японии, совершив необходимый для европейца ликбез (и это поистине впечатляет); во-вторых, показал, что все серьезные лидеры либо попали в тюрьму, либо угнали самолёт, либо взорвали завод, либо иначе въехали в вечность за счёт конкретных действий, на которых он останавливается вскользь; в-третьих, сюжет начинается не с революционных подвигов, а с того, что в Японии к власти в организации приходит человек, сбежавший с первой акции японских RAF/RLF и удерживающийся за счёт того, что, пока другие совершали поступки, он прятался — и так стал одним из старших членов организации. Позже именно он начинает проводить сеансы "революционной самокритики". Арестовавшие рафовцев власти обнаружили в лесных домиках горы трупов тех, кто не прошёл "самокритику". "Во время критики Оцуки сконцентрируйте внимание на ударах в живот". В итоге это одновременно а) зажигательное, б) ужасное и в) местами дьявольски смешное кино, которое, несмотря на сложную тему, не смотрится как гнусный пасквиль. После него в голове пожар. Чего стоит жалобный вопль "Сынок, выходи" — и уверенный ответ из дробовика, пресекающий то, что может пошатнуть боевой дух. Всем, абсолютно всем прекрасная вещь. "Слушай, здесь у нас революционная практика самокритики. И тебе недостает революционности!"
Фильм, несмотря на сложную тематику, является отличным историческим и идеологическим пособием, показывающим сразу и успехи (хроника в конце фильма впечатляет), и перегибы партизан. Все члены банд, даже самые зелёные, очень серьёзны. Тут нет никаких вечеринок, любовных прогулок и другого подобного хлама. Каждая студентка готова немедленно убить себя ради революции. Каждый очкарик вынашивает революционные планы чисток. Каждый лидер хватает биту и идёт гасить тех, кто хочет уничтожить его фракцию. Каждый сопляк умеет строить баррикады и поджигать здания. Именно их предельная серьёзность и позволяет манипулировать ими такому имитатору, как Мори, который гипертрофирует их мечты о чистоте и суровости в духе "Мчащихся коней" Мисимы и превращает их в сеансы самоистязания, сеансы адского угара и ненависти, хотя Вакамацу, конечно, преувеличивает (для любого, знакомого с его творчеством, это очевидно).
В любом случае, и фильм, и эта заметка — всего лишь маленькое окно во впечатляющую хронику деяний URA/JRA, которую имеет смысл найти и тщательно изучить.
Трейлер к фильму "Объединенная Красная Армия" Кодзи Вакамацу