Россия-Франция: Перекрестки
100 лет сотрудничества Франции и России в кино.
Министерство иностранных дел Франции
Посольство Франции в России
Государственный центральный музей кино
представляют
ExpoCinéma
100 лет сотрудничества Франции и России в кино
Часть 3
РОССИЯ-ФРАНЦИЯ: ПЕРЕКРЕСТКИ
ноябрь 2009
Почему ExpoCinéma?
Музей кино в Москве и Посольство Франции в России решили по-своему отпраздновать столетие кино, предложив российским зрителям панораму лучших французских фильмов, снятых в течение века: от "русских сюжетов" Патэ — через Авангард 20-х годов и "поэтический реализм" 30-х — к "Новой Волне" 60-70х и к современному французскому кино.
Постоянный творческий обмен между Францией и Россией, крупными кинематографическими державами, обогатил мировое кино. Это взаимное влияние мы и хотели подчеркнуть в нашей программе ExpoСinéma.
Франция, родина "десятой музы", всегда играла первостепенную роль в развитии российского кино. Еще в 1896 году, когда кинематографу не было и года от роду, операторы братьев Люмьер сняли первые кинокадры в Москве на углу Тверской и Охотного ряда... В том же году Максим Горький написал свои первые строки о кино, рассказывая про сеанс фильма о Париже на Нижегородской ярмарке.
А вскоре в России пустила корни французская фирма "Братья Патэ". Ее логотип — звонкоголосый галльский петух — стал символом зари нового искусства. Вездесущий "Патэ-журнал", составленный из снятых во всем мире хроникальных кадров, регулярно включал "русские сюжеты", перенося французских зрителей в Россию и делая их свидетелями исторических и культурных событий. Подчеркнем также, что дореволюционные российские фильмы и классические советские ленты 1920-х годов были сняты французскими камерами.
Прямые связи двух кинематографий прерывались войнами, революцией, идеологическими догмами. Однако профессионалы обеих стран стремились узнавать о новациях своих коллег, а советские зрители штурмовали залы, когда там показывались французские фильмы. Но многие шедевры, увы, так и не смогли в свое время пробить "железный занавес".
Посольство Франции в России первым поддержало деятельность Музея кино в Москве с момента его организации в 1989 году, помогая представить зрителям высшие достижения французской кинокультуры — фильмы Абеля Ганса, Жана Ренуара, Жана Виго, Жана-Люка Годара, Эрика Ромера, Аньес Варда...Но, к сожалению, многие важные фильмы остаются неизвестными широкой публике в России, а другие, некогда популярные, давно сошли с экрана.
В двух первых частях программы были представлены знаменитые творения основателей "Новой Волны", благодаря которым с конца 1950-х годов Франция вновь вышла на авансцену мирового кино, и опыты современных молодых режиссеров, заставивших говорить о возрождении национального киноискусства.
Третья часть возвращает нас к истокам содружества кинематографистов двух стран. В ней представлены и ранние фильмы, снятые фирмой "Патэ" в России, и связанные с Францией образцы творчества советских "авангардистов", которые в творческом диалоге с французскими коллегами изобретали "язык кино", и совместные постановки 60-х и 90-х годов.
Мы надеемся, что "экранная экспозиция" французского кино расширит и укрепит творческий диалог обеих культур и что узнавание любимых авторов и исполнителей, как и знакомство с пока неизвестными талантами французского экрана будет для российского зрителя активным и радостным переживанием.
Мы желаем, чтобы публика с тем же удовольствием воспринимала эти фильмы, с каким мы их подбирали.
Кристель Вержад
Наум Клейман, директор Музея кино
РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ
11 ноября, среда
19-30 Большой зал кинотеатра "Художественный"
ЗАВОД РЫБНЫХ КОНСЕРВОВ в Астрахани (сюжет из "Патэ-журнала"), Россия, 1908, 5 мин.
ПЁТР ВЕЛИКИЙ, Кай Хансен, Василий Гончаров, Россия, 1910, 20 мин.
ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ А.С. ПУШКИНА, Василий Гончаров, Россия, 1910, 10 мин.
ПИКОВАЯ ДАМА, Петр Чардынин, Россия, 1910, 15 мин.
1812 ГОД, Василий Гончаров, Кай Хансен, Александр Уральский и др., Россия, 1912, 50 мин.
12 ноября, четверг
19-30 Большой зал кинотеатра "Художественный"
НОВЫЙ ВАВИЛОН, Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, СССР/Россия, 1929, 80 мин.
СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ РОМАНС / Romance sentimentale, Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн, Франция, 1930, 10 мин.
13 ноября, пятница
20-00 Малый зал кинотеатра "Художественный"
НОРМАНДИЯ — НЕМАН, Жан Древиль и Дамир Вятич-Бережных, СССР-Франция, 1960, 120 мин.
14 ноября, суббота
20-00 Малый зал кинотеатра "Художественный"
СЮЖЕТ ДЛЯ НЕБОЛЬШОГО РАССКАЗА, Сергей Юткевич, СССР/Россия, 1969, 86 мин.
15 ноября, воскресенье
20-00 Малый зал кинотеатра "Художественный"
ПРОРВА, Иван Дыховичный, Россия-Франция, 1992, 108 мин.
16 ноября, понедельник
20-00 Малый зал кинотеатра "Художественный"
БАРАБАНИАДА, Сергей Овчаров, Россия-Франция, 1993, 93 мин.
17 ноября, вторник
20-00 Малый зал кинотеатра "Художественный"
ВОСТОК — ЗАПАД / Est — Ouest, Режис Варнье, Франция-Россия, 2000, 121 мин.