Ханеке разматывает "Белую ленту" в Нью-Йорке
"Я выбрал именно этот период и эту страну, потому что считаю, что это наиярчайший пример ужасов экстремизма",- говорит Михаэль Ханеке о фильме "Белая лента"." "И все-таки мне представляется ошибочным сводить фильм к конкретному периоду истории и конкретной стране. Пусть немцы увидят в фильме историю о Гемании. Но я считаю, что по всему миру люди узнают в этой картине и свою страну".
Ханеке выступил на пресс-конференции в Walter Reade Theater после показа "Белой ленты" на Нью-Йоркском кинофестивале. Действие фильма, который принес Ханеке Золотую пальмовую ветвь в Каннах в этом году, разворачивается в сельской школе на севере Германии во время зарождения первых признаков фашизма еще до Первой мировой войны. Один из школьных учителей (Кристиан Фридель) начинает подозревать, что серия ужасных происшествий в деревне может быть делом рук одного или нескольких его замкнутых учеников.
Журналистам при помощи переводчика Ханеке заявил, что репетиций на съемках "Ленты" было очень мало, несмотря на многочисленный актерский состав (как заметил модератор встречи Ричард Пена, это не просто команда, это "целое сообщество").
"Я не проводил с актерами репетиций, ничего такого не было", сказал Ханеке. "Я не уверен, что это эффективно. Никогда не делаю этого... Я работаю уже долго, в том числе и в театре, и твердо убежден в том, что репетиции бесполезны. Даже на сцене настоящий результат выдается только тогда, когда актеры находятся под давлением внимания живой аудитории. Обычно я очень быстро снимаю эпизоды. Есть что-то вроде первичной репетиции, когда камера наготове, и каждый знает, что следует делать. Но я сразу же начинаю снимать, потому что чаще всего первый дубль оказывается лучшим. Хороший дубль либо первый, либо двадцать пятый".
Ханеке снял "Ленту" черно-белой — этот выбор вызвал много вопросов на пресс-конференции. " Я с самого начала знал, что сниму черно-белый фильм",- ответил режиссер, обосновав свой выбор двумя совершенно разными причинами.
"Во-первых, вспоминая о тех временах, люди представляют все в черно-белых тонах",- пояснил он. "Это время после изобретения фотографии, и все дошедшие до нас снимки — черно-белые. Поэтому мне кажется, что так зрителю будет легче проникнуться эпохой".
Второй причиной, напротив, стала дистанция между изображением и зрителем, которую отражает сочетание черного и белого. " Этот принцип работает против фильмов, воссоздающих реальность и убеждающих в этой реальности зрителя",- говорит Ханеке. "То же самое касается и фильмов, начинающхся со слов рассказчика, который заявляет, что он не совсем уверен, что сможет достоверно воспроизвести историю, даже если эта история правдива. Фильм, снятый в таком духе, никогда не претендует на точность изложения реальных событий. И не предлагает факты. Я всегда пытаюсь вызвать у зрителя чувство недоверия по отношению к тому, что они видят... Это своеобразный признак всех моих работ".
Пиковой точкой пресс-конференции стал вопрос о том, есть ли в самом режиссере "та неизменная скорбь, рождающая подобные драмы...этот дух на экране". Присутствующие разразились нервным смехом.
"Я не считаю себя депрессивным человеком", ответил Ханеке с улыбкой, "но вам бы лучше спросить мою жену, она сидит где-то на задних рядах. Но я все же считаю, что драма должна сопрягаться с проблемами, которые нас окружают и которым мы противостоим в повседневной жизни. Все это в зоне нашей ответственности. Меня всегда поражает мейнстримовое кино, замалчивающее или смягчающее серьезные вопросы. Я уважаю зрителя настолько, что серьезно вопринимаю вопросы, встающие перед ним или ней. Проблемы вовсе не так забавны".
Пресс-конференция закончилась вопросом о том, как, по мнению режиссера, оценит "Белую ленту" американская публика.
"Я с нетерпением жду реакции",- сказал Ханеке, ухмыляясь.
По материалам indieWIRE