R.I.P. Михаил Калатозишвили (1959-2009)
Оборвалась фильмография самого многообещавшего русского кинорежиссера.
От инфаркта в понедельник 12 октября скончался режиссер и продюсер Михаил Калатозишвили, автор "Дикого поля", внук легендарного кинематографиста Михаила Калатозова.
Режиссеру было всего пятьдесят, и, по словам его друга Евгения Гиндилиса, кончина Калатозишвили для всех стала полной неожиданностью — еще в субботу режиссер выглядел совершенно здоровым и веселым, сидя с друзьями в кафе.
Михаил Калатозишвили родом из знаменитой кинематографической семьи: его дед — прославленный автор фильма "Летят журавли" Михаил Калатозов, отец — оператор и режиссер Георгий Калатозишвили ("Смерть филателиста", "Кавказский пленник"). Быть режиссером и носить столь известное имя — немалое испытание, и, казалось, Михаил Калатозишвили привык, что ни одно интервью не обходится без расспросов о великом Калатозове. Калатозишвили раз за разом покорно объяснял, почему фамилия дедушки звучит иначе (мол, во времена Российской Империи грузинские фамилии часто имели окончание "-ов"), и пускался в кинематографические байки из жизни знаменитого родственника. О том, например, как 20-летний Клод Лелуш, приехав в Москву, нечаянно попал на съемки "Журавлей" и был так впечатлен, что, вернувшись во Францию, тут же стал названивать директору Каннского фестиваля, настойчиво рекомендуя обязательно включить фильм в конкурсную программу.
Стоит ли напоминать, что "Летят журавли" получили "Золотую пальмовую ветвь"?
При этом о самом Михаиле Калатозишвили известно до обидного мало. Официальные биографии исчерпываются абзацем: родился в Тбилиси в 1959 году, прожил там до 11 лет, после чего семья перебралась в Москву. Здесь будущий режиссер окончил ВГИК, после чего продюсировал и снимал. "Избранник", "Мистерии" и "Дикое поле" — режиссерская биография Калатозишвили насчитывает всего три фильма плюс короткометражку "Механик" по Платонову, сделанную еще во время учебы в институте. Кроме того, Калатозишвили с 2000 года возглавлял фонд Михаила Калатозова, призванный обеспечивать поддержку молодому российскому кино. В рамках продюсерской деятельности фонда Калатозишвили выпустил картины "Первый после Бога", "SOS", "Ловитор", в планах стояли экранизации "Чапаева и пустоты" и "А зори здесь тихие".
Вот, собственно, и все — никаких вдохновенных рассказов о творческом пути и подробного описания карьеры не сыскать, как ни старайся.
Эдак даже может сложиться впечатление, что Калатозишвили всю жизнь просуществовал в тени своей именитой фамилии. Впрочем, впечатление это в корне неверное — скромное количество режиссерских работ Калатозишвили сполна искупается их качеством. В интервью Калатозишвили без устали повторял, что ждет хороших сценариев, и пока в его жизни их нашлось всего три. Три, зато каких — дебютная полнометражная картина "Мистерии" получила спецприз фестиваля в Мадриде, второй фильм — "Избранник" — номинировался на "Нику" и "Золотого медведя" в Берлине.
А уж третья лента "Дикое поле" — этнодрама о молодом враче, уехавшем по распределению в глухую степь, снятая по сценарию легендарных Луцика и Саморядова, — не только собрала букет международных призов (в их числе — награды фестивалей в Коттбусе и Марракеше, а также спецупоминание на Венецианском кинофестивале), но и буквально взорвала российское киносообщество.
Не было в новейшей истории отечественного кинематографа другого фильма, вызвавшего такое единодушие в восторженных оценках и критических похвалах.
Как результат: призы за сценарий и музыку на "Кинотавре", все главные награды в номинациях премии кинокритики "Белый слон" (лучший фильм, сценарий, музыка, мужская роль, мужская роль второго плана), ну и в довершение — Гран-при "Золотого орла".
Яркая, но короткая фильмография. Слишком короткая. Слишком обидно, что "Дикое поле" — это конец, и больше картин Михаила Калатозишвили не будет.
Трейлер к фильму "Дикое поле"