Триумф пророка

В последние несколько дней на Каннском фестивале показали вызвавший переполох провокативный порноужастик "Антихрист" Ларса фон Триера, новый боевик Джонни То "Месть", камерную драму "Тетро" Фрэнсиса Форда Копполы, "Яркую звезду" Джейн Кэмпион — кинобиографию поэта Джона Китса, философский пеплум "Агора" Алехандро Аменабара, "Царя" Павла Лунгина об Иване Грозном и много другого. Среди прочего 16 мая был показан фильм "Пророк" французского режиссера Жака Одиара, чьи картины "Читай по губам" и "Мое сердце биться перестало" были выпущены в артхаус-линии "Кино без границ". Критики, в том числе русские, сходятся в мнении, что это один из лучших показанных фильмов нынешних Канн.

Вот отрывки некоторых отзывов:

"Зато Жак Одиар показал "Пророка", шикарное кино про тюрьму, замкнутые группы и расширение пространства борьбы. Этот фильм заслуживает отдельного разговора, несдержанного и восторженного. Читайте по губам."
Ксения Рождественская, Фильм.ру

"Девятнадцатилетний араб попадает в тюрьму, где вынужден выполнять поручения корсиканских мафиози. К моменту выхода из тюрьмы паренек и сам становится боссом, обойдя корсиканцев и получив поддержку арабов. Журналисты немедленно усмотрели в этой истории политическое высказывание о том, как мусульмане имеют Европу. Авторы уверяют, что это кино о том, как строится жизнь в замкнутых группах, а пророк — это потому, что герой провозглашает новый криминальный порядок. Допустим.
Тот случай, когда кино полностью равно своему герою: темное, сильное, уверенное в себе, переусложненое — особенно по сравнению с предыдущими фильмами Одиара. Лишние спецэффекты, утяжеляющие сюжет персонажи, сны и видения героя — в последний раз такие штуки работали в девяностые. Но эти сны и видения полностью оправданы с точки зрения ощущения времени. Когда Малик идет в тюрьму, он пытается заныкать пятьдесят франков. Во время его отсидки Франция переходит на евро. То есть, он, в принципе, человек из конца девяностых-самого начала двухтысячных, сам делающий себе будущее время. Перед выходом из тюрьмы он, уже ворочающий большими деньгами, смотрит на коробку со своими до-тюремными вещами — со старой купюры улыбается Сент-Экзюпери — и говорит: "В мусор".
Пророки в исламе, объясняет Википедия, это люди, избранные Аллахом для передачи откровения. Пророки говорят только правду, они — люди чести, они передают предписания и запреты Всевышнего, несмотря ни на какие трудности. Пророки безгрешны, а ум их острее, чем у обычных людей. Пророкам являются видения убитого араба из соседней камеры. Пророки умеют говорить по-корсикански. Пророки передают предписания и запреты крестного Отца, несмотря ни на какие трудности. Потом пророки договариваются с паствой, и о них помнят дольше, чем о Всевышнем."

Она же.

"Ура, первый прям отличный конкурсный фильм — "Пророк" Одиара, два с половиной часа про становление характера и как находить новых друзей в тюрьме строгого режима.
Батарейка садится, да и сказать особо нечего, кроме того, что круто."

Роман Волобуев, блог "Афиши"

"Главный на сей момент восторг каннского зала — "Пророк", или же Un prophète француза Жака Одияра. Одияр — изумительный режиссер. Если кто не видел, обязательно посмотрите его фильм "Читай по губам". Ничего подобного по сюжету, характерам, идеям вы не видели — это реально один из лучших фильмов современности. Огромный плюс Одияра в том, что он еще и гениальный сценарист. Гениальных сценаристов, как мне кажется, на порядок меньше, чем гениальных режиссеров. Одияр писал хорошие сценарии и к чужим лентам — теперь пишет к своим. Фильм долго выглядит тюремной историей, что для кино — практически отдельный киножанр. Еще — историей хорошего (хотя он иногда и убивает) арабского юноши, которому очень хочется сочувствовать во всех его попытках вжиться в жизнь, которая совершенно случайно оказалась тюрьмой..
Лишь в финале, который неожиданно ироничен по отношению ко всему предыдущему действию, в финале, идущему под столь же ироничную версию фирменной арии Мекки-Ножа из "Трехгрошовой оперы", понимаешь, что фильм-то о явлении нового крестного отца — французского, опирающегося на арабскую преступность. Франция вообще-то должна вздрогнуть. Тема, что тюрьмы не исправляют, а только формируют систему преступности и закаляют новых криминальных лидеров, которые (оставь их на свободе) стали бы обычными неопасными отбросами общества, может, не оригинальна, но в фильме развита очень доказательно. Экшн-эпизоды — ой и ох, какие замечательные!"

Юрий Гладильщиков

"Пока фаворитом публики и прессы (французские критики выставили ему шесть "Золотых пальм") стал "Пророк" Жака Одийара. Это жесткая тюремная сага про молодого араба, не только вынужденного жить в неволе по понятиям, но ставшего ключевой фигурой в разборках между корсиканской, итальянской и арабской мафиями, которые фактически правят тюремщиками. Герой обводит вокруг пальца корсиканского пахана и выбирает то, что ему ближе по крови. Для этого он должен пройти через нешуточные испытания: первое же состоит в том, чтобы согласиться на нескромное предложение сокамерника и сделать ему минет, во время которого зарезать спрятанной во рту бритвой. За эти и другие подвиги актер Тахар Рахим вполне может претендовать на актерский приз, который как минимум обеспечен этой впечатляющей картине."
Андрей Плахов, Коммерсантъ-Украина



Сайт управляется системой uCoz