Танцующие линии Нормана Макларена
29 и 30 мая в кинотеатре "35 мм" в Москве состоится ретроспектива канадского мультипликатора Малькольма МакЛарена
Уильям Норман Макларен — высокий худой человек с блаженной улыбкой городского сумасшедшего, анимационный чародей не от мира сего, одержимый гений, буквальным образом превративший кинопленку в холст художника. Он рисовал своих смешных прыгающих уродцев прямо на пленке, минуя инструмент, синонимичный самому понятию кино — камеру. Он превратил абстрактную поэзию линий и окружностей в понятную даже детям занимательную мультипликационную геометрию. Он был преданным певцом чистой формы и одновременно затейником-абсурдистом, не чуравшимся самого элементарного юмора. Шотландец, ставший олицетворением канадской анимации, Макларен смешивал в своих короткометражках британскую отстраненную самоиронию, североамериканский практицизм, гомосексуальные аллюзии и параноидально-критический метод сюрреалистов. Он вдохновлялся монтажом Эйзенштейна и игольчатым экраном Алексеева, но назвать его последователем кого бы то ни невозможно — куда проще выделить среди аниматоров последующих поколений его собственных эпигонов.
Самовыражение Макларена не знало жанровых ограничений: он снимал полуигровые комические сценки ("Соседи", поразительным образом получившие "Оскара" как лучший короткометражный документальный фильм — Академия позже сама признала бредовость номинации), дурацкие детские мультики ("Рождественский крекер"), математические абстракции (Rhythmetic), ожившие рекламные биллборды ("Нью-йоркское световое табло"), вариации на живописные темы ("Маленькая фантазия на тему картины 19 века"), балетные фантазии ("Нарцисс"), а также восхитительные виньетки разной степени фигуративности, плохо поддающиеся жанровому определению. По ходу дела режиссер изобретал и совершенствовал новые техники — от бескамерного кино до stop motion — параллельно экспериментируя с электронной музыкой, которую он часто собственноручно "врисовывал" непосредственно в звуковую дорожку пленки.
Данная ретроспектива поделена на две равновеликие главы. В первой аниматор представлен своими наиболее известными и увенчанными наградами работами. Глава вторая — панорама куда менее засмотренного Макларена (включая несколько уникальных незаконченных фрагментов, показываемых впервые), посвященная прежде всего его опытам сюрреалистической анимации. Обе части дополняют друг друга как горизонталь и вертикаль, или как масса и пустота — полюса, сыгравшие столь значительные роли в фильмах Нормана Макларена.
Макларен — мэтр
93 мин.
Соседи / Neighbours (1952), 8 мин.
"Оскар" за лучший коротокометражный документальный фильм
Линии: горизонтальные / Lines: Horizontal (1962), 6 мин.
Canadian Film Award за лучший экспериментальный или арт-фильм
Линии: вертикальные / Lines: Vertical, 6 мин.
Мозаика / Mosaic, 5 мин.
Нью-йоркское световое табло / New York Lightboard, 9 мин.
История со стулом / A Chairy Tale (1957), 12 мин.
Номинация на "Оскар" за лучшую короткометражку
Канон / Canon (1964), 10 мин.
Canadian Film Award за лучший экспериментальный или арт-фильм
Па-де-де / Pas de Deux (1968), 13 мин.
BAFTA Award за лучшую анимацию, специальная Canadian Film Award
Рождественский крекер / Christmas Cracker, 9 мин.
Rhythmetic, 8 мин.
"Серебряный медведь" Берлинского кинофестиваля за лучшую короткометражку
Сферы / Spheres, 7 мин.
Макларен — сюрреалист
93 мин.
Серая курочка / La Poulette Grise, 5 мин.
Serenal (1959), 4 мин.
Специальное упоминание Кинофестиваля в Сан-Себастьяне
Фантазия / A Phantasy (1952), 8 мин.
Маленькая фантазия на тему картины 19 века /
A Little Phantasy on a 19th-century Painting (1946), 3 мин.
Набросок к пейзажу Танги / Tanguy Landscape Test (1944), 1 мин.
Begone Dull Care (1949), 8 мин.
Номинация на BAFTA Award за лучшую анимацию, специальная Canadian Film Award
Blinkity Blank (1955), 5 мин.
Разноцветная фантазия / Polychrome Fantasy, 3 мин.
Забавы призраков / Spook Sport, 8 мин.
Вступительная речь Нормана Макларена / Norman McLaren's Opening Speech, 6 мин.
Точки / Dots (1940), 3 мин.
Специальная Canadian Film Award
Шесть и семь-восьмых / Six and Seven-Eighths (1961), 9 мин.
Сюрреалистический рисунок / Surrealistic Hand Drawing (1939-45), 1 мин.
Наброски пером / Pen Drawings (1940-е), 2 мин.
Гипнотический фильм / The Hypnosis Film (1960-е), 30 сек.
Ранняя почта / Mail Early (1941), 2 мин.
Hen Hop (1942), 4 мин.
Boogie-Doodle (1948), 3 мин.
Fiddle-De-Dee (1947), 3 мин.
Чаплин-тест / Chaplin Test (1940-е), 19 сек.
Hoppity Hop (1946), 2 мин.
Петли / Loops (1940), 2 мин.
Звезды и полосы / Stars and Stripes (1939), 2 мин.
Поздравление на день св. Валентина от NBC / NBC Valentine Greeting (1940), 2 мин.
Short and Suite (1959), 5 мин.
Номинация на BAFTA Award за лучшую анимацию
Начало сеансов в 20.00