Новые DVD-релизы "Кино без границ"
Компания "Кино без границ" и "Торговая фирма "Никитин" выпустили на DVD эммигрантскую драму "Кус-кус и барабулька" Абделатифа Кешиша, филосфско-приключенский фильм "Крик муравьев" Мохсена Махмальбафа, мультфильм "Три разбойника" Хайо Фрайтага, документальный фильм "Верушка" Пола Морриси и Бернда Бёма, арт-хоррор "Кайдан" Хидео Накаты и комедийный триллер "Прочисть мозги" Ханса Вайгнартнера
"Кус-кус и барабулька" /La graine et le mulet/
2007, 150 мин., Франция
Режиссер: Абделатиф Кешиш
В ролях: Хабиб Буфар, Афсия Херзи, Фарида Бенхеташ
Приз ФИПРЕССИ Абделатифу Кешишу на Венецианской Биеннале 2007
Приз имени Марчелло Мастрояни актрисе Афсие Херзи на Венецианской Биеннале 2007
Специальный приз жюри Абделатифу Кешишу на Венецианской Биеннале 2007
Премия "Сезар" за лучший фильм, за лучший оригинальный сценарий, за лучшую режиссуру и подающей надежды актрисе (Афсия Херзи)
Приз ФИПРЕССИ Абделатифу Кешишу Европейской киноакадемии 2008
Французский город Сет. Господин Бейжи, усталый портовый работник лет шестидесяти, продолжает через силу трудиться на верфи, что с ворзрастом становится для него все мучительней. Разведенный глава семьи, он отчаянно пытается сохранить близость с теми, кого любит, — задача тем более тяжелая, что семья почти распалась, скрытое напряжение готово в любой момент выплеснуться наружу, и все это усугубляют финансовые проблемы. Его мечты сводятся к тому, чтобы основать собственный ресторан тунисской кухни. То, что его доход мал и непостоянен, не мешает ему мечтать, беспрерывно говорить об этом плане — с членами своей разваливающейся семьи. Мало-помалу жомочадцы начинают сплачиватсья вокруг этого плана.
"Кус-кус и барабулька" француза тунисских корней Абделатифа Кешиша получил награду критиков Евроакадемии с помпезной формулировкой "Автору в самом чистом и прямом смысле этого слова. Награда не только призвана поддержать кинематографистов, которые часто оказываются маргинализированы из-за своего происхождения, но и прославить тех, кто беззаветно предан независимому кино, кто противостоит машине войны и ее влиянию на индустрию образов".
Андрей Плахов, "Коммерсантъ", 08.12.2008
Но фильм держит мертвой хваткой, поскольку во внешне необязательном потоке разных повседневных глупостей, во всем этом кускусе и прячется барабулька: моргнешь — останешься без рыбы, потеряешь нить. Чем неряшливее выглядит происходящее на экране, тем заметнее, как фантастически — просто в профессиональном плане — это сделано, сконструировано. Какая у фильма безукоризненная структура. Как Кешиш невероятно, на уровне братьев Дарденн, работает с актерами
Станислав Зельвенский, "Афиша", 11.06.2008
В исполнении Кешиша фильм хронометражем в 2,5 часа о приготовлении кус-куса производит впечатление самого увлекательного зрелища на свете. В последние минут 40 зрителя от напряжения вжимает в кресло, а сюжетные линии филигранно сходятся к кульминации, обнажая отточенную структуру фильма.
Борис Нелепо, OpenSpace, 30.06.2008
"Крик муравьев" /Scream of the ants/
2006, 85 мин., Франция-Иран-Индия
Режиссер: Мохсен Махмальбаф
В ролях: Мамуд Чокроллахи, Манур Шадзи, Карл Маасс, Тенжин Чогьял
Двое молодоженов отправивляются. Он — неверующий, но сомневающийся в сосбвтенном неверии, она — искренняя молитвенница. Хотя вопросов, по которым молодые супруги могут придти к согласию, довольно мало, они любят друг друга. В разгар их вагонного философского спора индийский святой, стоящий на путях, вынуждает поезд резко затормозить и остановиться. "Святой" этот — лдовольно экцентричная личность. Много лет назад ему не удалось совершить самоубийство на железнодорожных путях — машинист увидел его и затормозил. Сегодня окретсные нищие заставляют его повторять это "чудо" ежедневно, чтобы поезд останавливался, и они могли собирать подаяние с пассажиров.
Идеально в "Крике муравьев" многое: мерно ускоряющийся ритм; структура, в которой начальная сцена на железнодорожной насыпи смешно и тонко рифмуется с финалом на берегу Ганга. Идеален, пожалуй, и образ Индии, равно пугающей и завораживающей, примитивной и абсолютно непонятной. Если вы уже были там, то вспомните многое. Если собираетесь — получите довольно точное представление о том, что ждет вас и чего ждете вы сами.
Олег Зинцов, "Ведомости", 23.10.2008
Однако влечет собой не столько безукоризненная чистота формы у Махмальбафа, все эти проезды, пространство и воздух, которым заполнен картина, обескураживает здесь тот абсолютный, с головой накрывающий фатализм, который, переворачивая в сознании все категории, и делает эту страну непохожей на остальные...
Дина Назарова, Artifag, 23.10.2008
Пятидесятилетний иранец серьезно увлечен мистическими теориями, которые позволяют голому и нищему, как принято считать, населению Индии воспринимать жизнь относительно благостно (учитывая иранские религиозно-политические реалии, фильм следует понимать как скромную духовную диверсию, вроде "Андрея Рублева"). На возможный скепсис бездуховной публики режиссер реагирует превентивно — найденный после долгих скитаний святой говорит с путешественниками, удрав за кадр (доверчивая героиня смотрит ему в глаза, сомневающийся герой отворачивается). Смысл этих пряток очевидно таков: нечего, мол, глазеть на недоступное вашему пониманию.
Василий Корецкий, Time Out — Москва, 22.10.2008
"Три разбойника" /Die Drei Rauber/
2007, 75 мин., Германия
Режиссер: Хайо Фрайтаг
По книге Томи Унгерера (мировой тираж более 2 миллионов экземпляров)
Жили-были три безжалостных разбойника, которые бродили по темным лесам, устраивали засады и грабили невинных путешественников. Однажды сиротка по имени Тиффани отправилась в путь в ужасный замок высоко в горах, где Злая Тетушка правит сиротским приютом. Бедные дети должны работать как рабы, чтобы удовлетворить желания этой порочной особы и ее еще более порочную страсть к золоту. Но по пути в замок на повозку нападают те самые три разбойника. Тиффани кажется, что судьба улыбнулась ей. А для разбойников, естественно, знакомство с девицей становится сущим наказанием. Но вскоре юность и преступность объединятся в борьбе со зловещей тетушкой.
Отлично нарисованный, по-хорошему старомодный двумерный мультфильм по мотивам сказок (и собственных иллюстраций к ним) лауреата премии Андерсена Томи Унгерера про маленькую девочку, которая убегает из высокогорного замка от злой тетушки, вовсю эксплуатирующей детский труд, в лес, где живут-поживают три довольно симпатичных разбойника.
Станислав Ф.Ростоцкий, "Время новостей", 06.11.2008
Но было бы несправедливо все заслуги "Трех разбойников" засчитывать одному лишь Унгереру. Немецкий режиссер Хайо Фрайтаг не только сохранил дух оригинальной сказки и уникальную унгереровскую графику. Он наполнил мультфильм массой вроде бы ненужных деталей, лишних персонажей и незначительных подробностей, благодаря которым каждый кадр густо населен сказочной жизнью — и книжная история из серии красивых картинок превратилась в настоящий волшебный фонарь.
Александр Стрелков, "Ведомости", 06.11.2008
"Верушка" /Veruschka — Die Inszenierung (m)eines Korpers/
2005, 78 мин., Германия
Режиссеры: Пол Моррисси и Бернд Бём
В ролях: Верушка фон Лендорфф
Фильм-участник официальной программы Мостра 2005
Серия постановочных автопортретов Веры Лендорфф с участием ее выдуманного персонажа "Верушки" исследуют границы личности. Начав карьеру модели в 60-е, Лендорфф стала одной из самых востребованных и обсуждаемых моделей в международной моды, работая со многими известными фотографами вплоть до Хельмута Ньютона. Десять лет назад Лендорфф вместе с фотографом Андреасом Хубертусом Илсом сделала серию фотографий под названием VERUSCHKA SELF-PORTRAITS (New York 1992-1996). Автопортреты Верушки были созданы для представления этого выдуманного персонажа, позирующего перед камерой в качестве диковинных зверей, растений и предметов интерьера. Фотографии иллюстрируют различные аспекты "Верушки" в эксцентричных, уникальных костюмах, которые представляют ее как транссексуального интеллектуала, опытного рэппера, голливудскую звезду.
Всю визуальную рефлексию второй половины прошлого столетия Верушка пропустила через собственное тело.
И снятый по ее воспоминаниям фильм есть размышление о том, чем же на самом деле был этот век, который завершился полным триумфом вуайеризма 11 сентября 2001 года в 8.46 утра по восточному времени — через пять минут после того, как Вера фон Лендорф вышла на террасу своего дома в Бруклине и подумала, что в день покушения на Гитлера небо было таким же ясным.
Мария Кувшинова, "Афиша", 28.10.2008
Для отечественного зрителя персона Веры фон Лендорфф — загадка. О её триумфе в мире моды большинство узнает только сейчас, благодаря именно этому фильму. Но дело даже не в этом. Наивно полагать, что Моррисси (легендарный сподвижник Уорхола) и Бём ввязались бы в проект лишь с целью знакомства неофитов с творчеством и жизнью Верушки (что, безусловно, имеет место быть, но отнюдь не так важно). "Верушка" — это коллективный портрет поколения, показанный посредством пристального вглядывания в лицо его (поколения) представительницы. Это лицо по-настоящему красивой женщины, чей шарм, обаяние и (главное!) ум позволяют смотреть и слушать её почти бесконечно.
Станислав Никулин, Kinomania.ru, 31.10.2008
Однако трогает в фильме больше всего его ностальгический настрой, полное ощущение зависания в той временной точке, когда еще жив Уорхолл, а постмодернизм в самом соку. Кажется, Верушка и осталась в той эпохе, отведя сегодняшнему удел комментатора ее такого разного творчества: не ведет, например, регулярно обновляющийся блог, а напропалую цитирует Зонтаг, которой уже давно нет с нами, не пишет мемуаров, а изредка снимается в кино (в предпоследней серии "бондианы", Sample Imageнапример. А вы ее там вспомните?), также изредка появляется на светских мероприятиях, но все больше в качестве почетного гостя, а не активного участника, а небо над Бруклином 11 сентября сравнивает с днем покушения на Гитлера.
Дина Назарова, Artifag, 31.10.2008
"Кайдан" /Kaidan/
2007, 115 мин., Япония
Режиссер: Хидео Наката
В ролях: Кумико Асо, Такааки Эноки, Реона Хирота, Таэ Кимура, Асака Сето
J-хоррор от создателя "Звонка" и "Темных вод"
250 лет тому назад. Мелкий ростовщик Соэцу был убит жестоким самураем Синдзаэмоном, а его тело — сброшено в омут извилистой реки Касанэ-га-фути. Согласно легенде, тот, кто упадет туда, никогда снова не всплывет на поверхность. 20 лет спустя Синкити, красавец-сын Синдзаемона, случайно знакомится с Тоёсигой, дочерью Соэцу, и они влюбляются друг в друга. Вскоре Тоёсига умирает от странной болезни, и Синкити начинают преследовать таинственные несчастия прошлого. Он вынужден посмотреть в лицо страшной правде, которую хранит Касанэ-га-фути.
И пришло время напомнить, что J-horror — не продукт высоких технологий, а всего лишь мимолетная вариация древнего жанра, именуемого то кайданом, то квайданом. Что и сделал Наката, пересказав историю загробной мести ростовщика-массажиста, в стародавние времена убитого жадным самураем, но успевшего перед смертью наложить на его семью страшное проклятие...И японские призраки пусть ненадолго, но вырвутся из компьютерного плена, чтобы порезвиться на экране в привычном для них антураже эпохи Эдо.
"КоммерсантЪ-Власть", 21.07.2008
От создателя "Звонка" и мастера хоррора можно было ожидать более страшного фильма. Однако его последняя картина похожа скорее на мелодраму, которая только в конце становится кошмаром. Кровавая драка у Накато больше напоминает танец с красным шелком, чем настоящий бой. Когда кровь фонтанирует и струится ручьями, на ум приходят похожие сцены в тарантиновской саге о мести "Убить Билла".
Анастасия Олесик, Дни.ру, 02.08.2008
Призрак "женщины в красном" помогает ему подружить две половинки мозга и найти настоящего преступника. А режиссеру, в свою очередь, подружить гуманизм Мидзогути с экспресионизмом Кабаяси, и все вместе — с новейшими "примочками" японского ужастика.
Иван Куликов, Фильм.ру, 24.07.2008
"Прочисть мозги" /Dein Fernseher lugt/
2007, 120 мин., Австрия-Германия
Режиссер: Ханс Вайнгартнер
В ролях: Мориц Бляйбтрой, Эльза Софи Гамбар, Милан Пешель, Георг Блоэб, Симона Ханзельман
Фильм-участник конкурсной программы Сан-Себастьян 2007
Комедийная утопия духовно освобождённого общества. Райнер создатель провокативных телевизионных шоу вроде "Кто получит суперребенка?" (где женщина выбирает между тремя мужчина, чтобы зачать ребенка с одним из них. Последний тест -гонка сперматозоидов. Потом женщина и победитель отправляются в отель на 28 дней и надеются, что она забеременеет...). Он молод, успешен, хорошо выглядит, у него большая квартира и красивица Пеги. Он всегда под наркотиками и не заботится ни о ком кроме себя. Но внезапно в его жизнь врывается смерть — у Пеги повесился дедушка из-за передачи Райнера. И тут Райнер прозревает: телевидение должно стать умным! Собрав команду живописных лузеров и хакеров-эксцентриков, Райнер с Пегой намерены взять власть на телевизионными рейтингами в свои руки. Из своей подпольной базы они начинают партизанскую войну против мусора на телеэкране. Эти ребята собираются прочистить мозги всей стране!
Не подумайте, "Прочистить мозги!" — это не хулиганская комедия, а самая настоящая психологическая драма. Режиссеру Гансу Вайнгартнеру почти непостижимым образом удается сохранять серьезность на протяжении всего фильма, в результате чего достигается комический эффект небывалой силы.
"КоммерсантЪ-Weekend", 03.10.2008
бодрый левак и идеалист Ханс Вайнгартнер не отчаивается, а действует. Он снял не столько сатиру на мир масс-медиа, сколько социальное фэнтези, призывающее перестать потреблять то, что нам навязывают телеканалы, и убеждающее, что рейтингом можно манипулировать в свою пользу и делать так, чтобы в вечерний эфир ставили не трэш, а, скажем, Фассбиндера. Получилось заразительно и остроумно.
Empire, 01.10.2008
В общем, "Прочисть мозги" — один из самых обсуждаемых в Германии современных кинофильмов. В каком-то смысле это история Избранного, который сражается за свободу мозга и за настоящую реальность, у Вайнгартнера есть даже белый кролик. Только этой "немецкой матрице" не нужны спецэффекты, она более чем жизненна. Да, образы плоские, и спасители мира выглядят недотепами. Зато достоверной смотрится сама схема изменения медийной реальности.
Марина Латышева, РБК-daily, 06.10.2008
Ищите DVD с фильмами артхаус-линии "Кино без границ" в магазинах или — по цене производителя — в офисе компании (Москва, Сущевский вал, дом 16, строение 4, этаж 3)