СЭМ КЛЕБАНОВ: "ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ "КИНО БЕЗ ГРАНИЦ" ОСТАЮТСЯ ПРЕЖНИМИ"
"БК": Для начала — наш традиционный вопрос: Ваши личные итоги прошедшего мартовского кинорынка? Самое важное событие, главная позитивная/негативная тенденция, сюрприз кинорынка?
КЛЕБАНОВ: На этом кинорынке я был сконцентрирован на проекте ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ. Понятно, что для нашей компании кинорынок — важное циклическое событие, мы расписываем наши фильмы, включаем наших партнеров, показываем наши новинки. На мартовском рынке мы показывали фильм СОРВАНЦЫ ИЗ ТИМПЕЛЬБАХА (2008), например. Но, если говорить о нашем главном проекте этого года, фильме ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ, то это был первый публичный показ на большом экране, так что можете представить наши ощущения — до этого его видели только в лаборатории. Я волновался, придут ли люди в десять утра, и как будут смотреть кинотеатры — это самая специфическая и самая недоверчивая публика. Они привыкли к тому, что им все пытаются что-то "впарить". И на разговоры о том, что это будет хороший фильм, они реагируют достаточно прохладно. Самое главное для меня событие — это был показ, который прошел, на мой взгляд, успешно, никто не ушел из зала, хотя мы слышали разговор в коридоре перед показом: "Ну, пойдем минут десять посмотрим, что там наснимали". Все остались, аплодировали, мне понравилась атмосфера в зале во время показа, люди реагировали на шутки, на всякие напряженные моменты — зал просто жил и дышал вместе с фильмом. По разговорам уже после показа, когда около нашего стенда все столпились, нам стало ясно, что у нас все получилось. И сейчас мы это замечаем на нашем букинге, который каждый день прирастает новыми площадками.
Тенденция кинорынка — все говорили о кризисе и пытались найти какие-то способы выживания, дальнейшего развития в этих условиях общей растерянности, непонимания: чего делать, чего ждать — туманные прогнозы и всеобщий пессимизм. Сворачиваться, надеюсь, из тех, кто не свернулся, никто не собирается или, по крайней мере, об этом не говорят. Сейчас компании пытаются уменьшить количество копий, нужно будет тщательно считать деньги, так как далеко не всем кинотеатрам достанутся копии, придется возвращаться ко "вторым экранам". По большому счету, я был бы совсем не против иметь "вторые экраны", потому что, в действительности, когда мы начинали заниматься дублированным кино, мы же легко зарабатывали по 20 — 25 тыс. долларов с копии на таких фильмах, как ОДИН ПРОПУЩЕННЫЙ ЗВОНОК, ЗАТОИЧИ, просто за счет того, что у нас всегда было 2 — 3 волны. Еще и "третьи экраны" вступали в бой. И "вторых экранов" было, фактически, столько же столько и первых.
В связи с кризисом будет продлеваться жизнь успешных фильмов и люди вообще станут осторожнее относиться к тому, что стоит выпускать в прокат, столпотворение в кинотеатрах станет менее активным, появится больше времени "дожить" фильмам в кинотеатрах. Это самая негативная черта российского рынка — бег на супер-короткую дистанцию кинопроката. Я просто знаю, как это происходит в Европе, в Америке, там изначально другие условия по прокату фильмов. Если история не успешная, ей никто не поможет остаться больше двух недель. Но, например, в Европе фильм рассчитывается недели на 4 с возможным сокращением в случае провала. У нас ставится на две недели, и, может еще продлят и все будет хорошо, или не продлят, потому что там другой "вталкивают", а отказать не могут. Люди занимаются фильмом год, а то и больше, чтобы потом две недели его показать в кинотеатрах — откатать и выкинуть. У западных продюсеров есть очень мощный сегмент доходов от DVD, который поддерживает их, фильм прокатался, окупил расход на выход и заработал несколько миллионов на DVD. У нас схема немного другая, государство не выполняет своих обязательств перед нами и не охраняет нас от пиратов, к сожалению.
"БК": Как Вы можете описать ситуацию, сложившуюся в компании после ухода г-на Мазурова? Что-то изменилось?
КЛЕБАНОВ: Дело в том, что мне вообще не очень понятна ситуация, когда отношения между сотрудником и компанией, которые привели к расставанию, становятся предметом публичного обсуждения. Действительно, Антон Мазуров больше не работает в компании "Кино без границ", но все-таки я не готов согласиться с появившимся утверждением, что наша компания — это был такой уникальный авторский проект, да к тому же еще и закрывшийся. Лицом компании могут быть те, кто в ней работают, но главное, что определяет ее облик — это цели и задачи. Я компанию Maywin Media создал в 1996 году, а бренд "Кино без границ" появился в 98 году с целью проката артхаусного кино. Еще до того, как к нам пришел Антон, мы прокатывали картины Такеши Китано, Михаэля Ханеке, Лукаса Мудиссона, фильмы "Догмы-95" — так российская публика открывала для себя этих режиссеров, и с уходом Антона Мазурова ни цели, ни задачи, стоящие перед брендом "Кино без границ", не изменились. По-прежнему есть амбиции оставаться главным артхаусным лейблом России. Могу сказать, что я являюсь личным гарантом того, что это будет дальше продолжаться. Мы все работаем в условиях кризиса, в условиях очень неустойчивой экономической ситуации, но направление деятельности нашей компании остается тем же, каким-оно и было. Никакого переформатирования не будет — бок о бок существуют два лейбла: "Настроение Кино" и "Кино без границ" — у каждого свои задачи. Другое дело, что, конечно, Антон Мазуров играл очень важную роль в компании, он все-таки проработал в ней 9 лет, во многом участвовал в формировании пакета и прокатной политики, можно сказать, индивидуального вкуса компании. Как раньше формировался наш пакет фильмов: на все рынки мы выезжали вместе с Антоном, отсматривали картины, у меня как у президента компании было право решающего голоса. Пакет наших фильмов можно разделить на три части: первая — самая большая, сложно сказать конкретную цифру, но, условно говоря, 50 — 60 % — это фильмы, которые мы покупали общим решением, единогласно и на эту тему особо не спорили. Например, все фильмы Такеши Китано покупали и будем покупать — это наш режиссер и мне, и Антону нравится или, например такой фильм, как СВАДЬБА ТУИ. Мы вышли из зала, переглянулись и пошли делать предложение.
Поэтому понятно, что у нас за эти годы во многом притерлись вкусы. Оставшиеся фильмы тоже можно разделить на две части, это фильмы, которые я покупал сам, основываясь на собственных предпочтениях, и фильмы, которые выбирал Антон. Понятно, что некоторая часть фильмов — это был его личный выбор, и уход Антона Мазурова каким-то образом повлияет на репертуар. Ведь любой куратор арт-проекта накладывает свой личностный отпечаток, очень многое связано с нашими вкусами, интуициями, предпочтениями, знаниями. В ближайшее время закупками я буду заниматься сам, тем более, что у нас очень много фильмов, купленных вперед, и сейчас нет такой необходимости делать большие, интенсивнее закупки. Тем более, в момент кризиса — непонятно вообще у кого такая необходимость есть.
Я еду в Канны буду там выискивать "жемчужины", вылавливать их. Дальше как это будет развиваться? Будет ли со мной еще кто-то в качестве байера работать? Посмотрим. А что касается сайта arthouse.ru: недавно в вашем издании было написано, что сайт умрет — но это совсем не соответствует действительности. Вообще, не очень корректно, когда ушедший из компании сотрудник говорит о планах компании на будущее. У сайта появился новый редактор — кинокритик Игорь Гулин, который уже приступил к обязанностям. Сайт будет развиваться и модернизироваться, потому что мы давно говорим о том, что должны поменять его оболочку, чтобы он выполнял три функции: во-первых, как сайт, где есть максимально подробная информация о фильмах "Кино без границ", во-вторых, как интернет-магазин, а в-третих, как следует из названия arthouse.ru — некий информационный портал для текстов об артхаусном кино. В этом отношении мы начнем его расширять: там помимо новостей будет, как мы договорились с Игорем, еженедельная авторская колонка с обзором новинок артхауса. Мы думаем о том, чтобы там было несколько постоянно поддерживаемых блогов — такой он-лайновский журнал: новости, статьи и авторские колонки. Надеюсь, у нас еще какие-то авторы появятся. Что касается нашей информационной рассылки, она в ближайшее время будет восстановлена. Антон отвечал полностью за рассылку, и она шла физически с его компьютера, поэтому мы воспользуемся случаем, чтобы создать более совершенный механизм, собственный почтовый сервер. На мой взгляд, у Антона была замечательная, очень информативная рассылка, но далеко не все люди, которые ее получали, были этому рады, не всем эта информация была нужна. Мы хотим сейчас встроить в рассылку очень простой и действенный механизм, как от нее избавиться, а то сейчас много спамерских программ: когда отвечаешь, что рассылка не нужна, она начинает приходить тебе с удвоенной силой. Я могу гарантировать, что никаких саркастических вопросов желающим не получать рассылку задавать никто больше не будет. Но мы хотим, чтобы те, кому наша информация необходима, получали ее. Появятся разные типы сообщений, для разных категорий получателей: кинотеатров, журналистов и просто любителей кино. Сейчас мы вырабатываем нашу новую информационную политику, и, безусловно, эта рассылка в ближайшую неделю- две будет восстановлена.
"БК": Расскажите, чем будет отличаться прокатная политика бренда "Настроения" от "Кино без границ"? И какая вообще между ними разница?
КЛЕБАНОВ: Разницу можно определить чисто механически: все-таки бренд "Настроение" будет по-прежнему прокатывать дублированное кино, которое должно выходить на большом количестве экранов для максимально широкой публики, а бренд "Кино без границ" будет прокатывать штучные фильмы, с малым количеством копий и с субтитрами. Собственно, исходя из того, как мы видим прокатный потенциал фильма, мы и будем его записывать в эти категории.
"БК": Какое будущее ждет компанию "Настроение" в 2009 году? Как планируете строить роспись в условиях кризиса?
КЛЕБАНОВ: Сложно сейчас ответить на этот вопрос, потому что настал тот момент, когда компания пытается выработать свою антикризисную стратегию, приспособиться к резко изменившийся ситуации. Это как раз то, чем мы сейчас занимаемся с моим партнером Олегом Чаминым. Естественно нам придется быть гораздо более осторожными — это касается и "Кино без границ" и "Настроения Кино". Возможно, не все фильмы, которые у нас могли бы выйти на большой экран, выйдут. Подсчитывая наши экономические показатели, мы видим, что далеко не по каждому фильму — выпуск, как мы обычно делали, 4-5 копий, был экономически обоснованным. Мы могли на это закрывать глаза, зная, что доберем за счет "телевизора", DVD-продаж и создадим благоприятный информационный фон для фильма, но когда, то, что по-английски называется "auxiliary sales" падают, ты понимаешь, что цена каждого потерянного в кинопрокате доллара очень сильно возрастает. Сейчас мы пересмотрим каталог и, может быть, к моему великому сожалению, от кинопроката каких-то фильмов откажемся. Обидно конечно — когда мы только начинали, не могли уговорить кинотеатры с нами работать, сейчас, по крайней мере, в Москве и в Питере, таких проблем уже нет. Наоборот — стало гораздо больше кинотеатров, желающих с нами сотрудничать, чем то число копий, которые мы можем себе позволить. Мы хотим поддерживать в заинтересованных кинотеатрах репертуар, но не все они получат те фильмы, на которые рассчитывают — это просто экономические реалии нашего времени. Это относится и к артхаусному кино, и к коммерческому. Занимаясь росписью ГОРЯЧИХ НОВОСТЕЙ, мы стараемся быть реалистами, рекорды по количеству копий нас не интересуют, у нас уже набирается неплохое количество очень хороших площадок. Приятно, что сейчас многие кинотеатры, о которых мы знаем, что они очень разборчивые, очень придирчивые, всегда говорят о работе только с большими фильмами, сами звонят нам и спрашиваю наш фильм — значит у нас хороший "сарафан" в профессиональной среде. Если же у нас возникают сомнения, мы начинаем просить минимальную гарантию — не очень большую, но это одна из тенденций этого рынка, возвращение гарантий. Мы очень надеемся, что наш промо-тур, который начнется уже 5-го апреля показом в Новосибирске, добавит нам площадок. Есть твердая убежденность, что "сарафан" будет позитивный, будут позитивные отклики в сети. По итогам кинорынка, мы видим, что люди реагируют, видят, чем отличается картина от всех остальных русских боевиков, пока даже скептики легко переходят на сторону тех, кому фильм нравится. Мы видим, как информация разошлась в блоггерской среде, идет активное обсуждение релиза, и ролик наш занимает самую активную позицию среди обсуждаемых. А на сайтах, на которых люди привыкли скептически относиться к подобным фильмам, мы видим какой-то содержательный диалог. С другой стороны, очень высоко предубеждение к любому русскому кино — это общая проблема для всех российских продюсеров, ожидания публики очень негативное. Но мы работаем, поэтому мы и едем в промо тур, чтобы эти ожидания как-то развернуть в обратную сторону.
"БК": Какие вообще сейчас перспективы у проката арт-хаусного кино в России? Особенно на фоне кризиса, когда даже коммерческому кино становится всё труднее завоевать своего зрителя?
КЛЕБАНОВ: Артхаусное кино — это маленькая ниша, она, может быть, станет чуть-чуть меньше, но не сильно. На мой взгляд, это кино смотрит довольно мало случайных людей, так уж сложилось. Его предпочитают зрители, которым интересно именно это кино, никакое другое. К моему глубокому сожалению, в России таких зрителей меньше, чем в той же Норвегии, где всего 5 миллионов человек. Общаясь со знакомыми зарубежными прокатчиками с горечью осознаешь, что у фильмов такого уровня, как 4 МЕСЯЦА, 3 НЕДЕЛИ И 2 ДНЯ, или СКАФАНДР И БАБОЧКА в Норвегии или в Польше зрителей гораздо больше чем в России. Разве что по сборам арт-хитов типа ПАРИЖ, Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ России все-таки удается опередить небольшие европейские страны. Ниша у нас небольшая, хотя мы видим, что немножечко она все-таки растет. И уже сборы в 50-60 тыс. долларов, в общем, не являются чем-то из ряда вон выходящим. Это в коммерческом кино много случайных людей в залах, которым нечем заняться вечером, и они могут пойти на аттракционах покататься, пива попить, или в "киношку". На наши фильмы, как правило, приходят люди, сделавшие свой осознанный выбор, сегодня они хотят посмотреть фильм братьев Дарденнов, потому что они его так ждали и обязательно пойдут смотреть. Но ситуация неустойчивая — возможно, и у нас станет меньше зрителей. Мы и так потеряли деньги из-за того, что рубль стал дешевле. Кино переживает те же проблемы, которые переживает вся страна. Но в любом случае, кино остается самым доступным самым демократичным развлечением вне дома, поэтому будем надеяться, что люди не будут от него отказываться в массовых масштабах. Еще мое убеждение относительно кризиса: буду выигрывать событийные фильмы, потому что народ будет гораздо более тщательно выбирать, на что потратить свои 200-300 рублей, понимая, что теперь могут позволить себе сходить в кино только один или два раза в месяц. А раньше ходили каждую неделю или два раза в неделю. Говоря про коммерческое кино, мое предположение: "большие" фильмы станут больше, а "маленькие" — меньше. Зритель будет выбирать меньшее количество картин, которые заработают больше денег.