"Ваша честь, я теряю веру в человечество"
Пресненский суд города Москвы вчера удовлетворил иск членов Союза кинематографистов, сторонников Никиты Михалкова о признании нелегитимным VII съезда Союза кинематографистов и всех его решений, в частности — избрания Марлена Хуциева на пост нового председателя союза.
Иск о признании нелегитимности всех решений VII съезда кинематографистов, который состоялся 18-19 декабря 2008 года, актер Василий Ливанов, режиссеры Клим Лаврентьев и Владимир Наумов и директор Госфильмофонда Николай Бородачев подали в Пресненский суд после обнародованных результатов. В качестве главных оснований представитель истцов в суде Дина Кутубаева называла нарушение их прав как членов СК. А именно: пострадавшие утверждали, что при созыве съезда и собраний по профессиям, на которых выдвигались делегаты, их должным образом не оповестили, поэтому они не присутствовали на собраниях и съезде. В качестве второй претензии с их стороны представитель заявляла отсутствие должного кворума на собраниях по профессиям.
Первое заседание состоялось 6 февраля, но в связи с ходатайством ответчиков о привлечении нового председателя союза Марлена Хуциева в качестве третьего лица дело было отправлено на досудебную подготовку. Новая серия слушаний уже в присутствии господина Хуциева, его адвоката и двух представителей началась 11 марта. В течение трех дней заседания (прерванного на пять дней в связи с внезапной болезнью адвоката Марлена Хуицева Александра Островского) защита и господин Хуциев пытались доказать свою правоту. 83-летний режиссер героически отсидел почти все три дня и использовал каждое слово для выступления. Правда, его аргументы носили скорее общечеловеческий, а не юридический характер. Он говорил о нравственности и морали истцов, об их мелких придирках к съезду, о духе закона, который, возможно, в данной ситуации важнее, чем его буква.
Адвокаты ответчика оперировали другими категориями. Из показаний допрошенных ими свидетелей, членов СК стало очевидно, что Василий Ливанов и Клим Лавреньтьев были членами правления СК, более того, господин Лаврентьев многие годы занимался подготовкой съездов и VII съезд не был исключением, господин Ливанов присутствовал на собрании актеров, а Николай Бородачев и вовсе был избран делегатом на съезд. Также защита трижды заявляла ходатайство о вызове истцов в суд, но судья Татьяна Печенина каждый раз его отклоняла. Как и дважды отклонила просьбу адвоката Андрея Столбунова (представлявшего интересы ответчика и третьего лица) о вызове представителя Минюста (напомним, что Минюст выявил нарушения в деятельности СК и отказался зарегистрировать избранное в декабре правление).
Вчера стало понятно, что судья не намерена больше откладывать вынесение решения. Одним из последних козырей, который выложил Евгений Климов, другой представитель Марлена Хуциева, была просьба к суду запретить Никите Михалкову собирать чрезвычайный съезд (объявленный им на 30-31 марта в Гостином дворе) и проводить выборы нового председателя, а также пользоваться имуществом и счетами СК. Но судья Татьяна Печенина не удовлетворила и эту просьбу, как и ходатайство о вызове господина Михалкова в суд. После дополнений и прений сторон судья вынесла решение в пользу истцов.
Представитель истцов Дина Кутубаева сказала "Ъ": "Я довольна результатом, так как считаю, что доводы моих истцов, небезызвестных людей, услышаны и приняты во внимание судом". Господин Хуциев покинул зал заседания со словами: "Ваша честь, я теряю веру в человечество". А его адвокаты намерены обжаловать решение в Мосгорсуде. "",- сказали "Ъ" представители ответчиков.
Решение судьи для нас было очевидным. Рассмотреть такой объем дела за несколько дней весьма сложно. Мы будем обжаловать решение в течение десяти дней и, более того, мы будем обжаловать в суде и предстоящий съезд в Гостином дворе
Тем временем Никита Михалков тоже высказался через агентства о результатах съезда: "Я считаю, что никто из тех, кто инициировал проведение нелегитимного съезда, не имеет права руководить нашим союзом как минимум пять лет,- заявил Михалков.- Хуциев не десятилетний мальчик, он взрослый дядя и он знал, на что шел".