Вестерну сломали хребет
// Американские критики выбрали "Горбатую гору"
Лучшей кинолентой 2005 года американскими критиками признана гей-ковбой-лав-стори "Горбатая гора" (в оригинале "Гора Сломанный Хребет") китайско-американского режиссера Энга Ли. Комментирует АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.
Церемония The Critics Choice Awards происходила в Civic Auditorium в Санта-Монике и транслировалась по всей стране. Среди претендентов на награды самые сильные позиции были у "Горбатой горы" (восемь номинаций) и у "Катастрофы" (шесть), картины на тему расовых отношений в Лос-Анджелесе. В итоге "Катастрофа" получила две награды, а "Горбатая гора" — три, включая приз критиков за лучшую режиссуру. Лучшими актерами признаны Филип Сеймур Хоффман, сыгравший Трумэна Капоте в фильме о знаменитом писателе, и Риз Уизерспун, тоже за роль в байопике — о кантри-музыкантше Джун Картер Кэш.
Пол Джаматти отмечен за роль второго плана: он сыграл тренера по боксу в фильме "Человек-Золушка", чьи оскаровские шансы оказались сведены к минимуму из-за провала в прокате и скандала, учиненного исполнителем главной роли Расселом Кроу, который запустил телефоном в служащего отеля. За женскую роль второго плана награждена Мишель Уильямс из "Горбатой горы", что выглядит и справедливо, и в то же время комично, поскольку фильм посвящен проходящей через всю жизнь запретной любви двух женатых мужчин.
Энг Ли, китаец по происхождению, сделал блестящую карьеру в Голливуде. Его "Крадущийся тигр, невидимый дракон" признан классикой современного кино, награжден четырьмя "Оскарами". Ему дважды вручали "Золотого медведя" в Берлине — за фильмы "Свадебный банкет" (тоже гомо-лав-стори) и "Разум и чувство". Теперь, после "Горбатой горы", в коллекции режиссера прибавился "Золотой лев", которого в Венеции ему сначала никто не прочил, но к финалу фестиваля фильм неожиданно оказался лидером.
Дитя нескольких культур, политкорректности и мультикультурализма, настоящий постмодернист Энг Ли умеет воспроизводить на экране и восточные боевые искусства, и быт британской аристократии эпохи Джейн Остин, и нравы американской глубинки 70-х годов прошлого века, потревоженной в своих основах только что пронесшейся сексуальной революцией (фильм "Ледяной ураган"). Ему равно удаются сюжеты гетеро- и гомосексуальные, причем гейскую любовь он изображает без всяких приколов, а из своих героев не делает манерных "мужчинок", поручая эти роли мужественным и красивым артистам — в данном случае Хиту Леджеру и Джейку Джилленхалу.
Впервые Ли покусился на святая святых — самый основополагающий из голливудских жанров. "Горбатая гора" — настоящий вестерн, классический ковбойский эпос. С одной только коррективой: если герои фильма готовы на отчаянные поступки, то не ради невесты (сестры, жены, матери), а ради любимого мужчины. Леджер и Джилленхал, не боясь, в отличие от голливудских звезд старшего поколения, разрушить свой имидж, смело бросаются в пучину мужской любви, которая длится десятилетиями на фоне женитьб, отцовств, быта и красочных пейзажей Вайоминга. Классики жанра, например, всю жизнь игравший ковбоев Джон Уэйн, увидев бы такой "вестерн", перевернулись бы в гробу.
"Горбатая гора" стала главной сенсацией мирового киносезона, оказалась вознесена на пьедестал почета, считается фавориткой оскаровской гонки. Она вышла в ограниченном прокате, сначала в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Сан-Франциско, главных точках концентрации гей-комьюнити. Успех был таков, что у кинотеатров стояли километровые очереди, а на неделю вперед было невозможно достать билеты. "Горбатую гору" уже признали лучшим фильмом кинокритики Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, а теперь вот и всей страны. Это считается хорошим знаком: ведь The Critics Choice Awards, как правило (за исключением прошлого года), точно предсказывают предпочтения "Оскара". "Горбатая гора" лидирует с семью номинациями и в соревновании за "Золотой глобус", который будет вручен на днях.
А вот в России и критики, и прокатчики пока не знают, как относиться к этой "морально двусмысленной" затее. Картину, скорее всего, выпустят на экраны только весной и, скорее всего, в весьма ограниченном прокате. Российская публика, вскормленная на типовых голливудских, а теперь уже и отечественных блокбастерах, явно не готова к тому, чтобы воспринять подобную метаморфозу жанра. Хотя вестерн с трудом можно причислить к нашему национальному достоянию, шок, который способен произвести фильм, сравним с тем, который вызвала бы гомосексуальная трансформация сюжета "9 роты".