Все умерли, а ты остался
Среди 10 показанных в "Иллюзионе" фильмов жанра rockumentary формально были рассказы о живых и мертвых рок-легендах, фестивалях (Glastonbury) и странах (Исландия, Ямайка). Но когда смотришь их подряд, трудно отделаться от ощущения, что рок-документалистика — это две простые истории. Первая о том, как умереть молодым. Вторая о том, как стать старым и грустным, вспоминая о тех, кто умер молодым. В этих фильмах не просто живет ностальгия по 60-м, 70-м или 90-м; это почти всегда элегия, в которой молчание надгробной плиты не менее весомо, чем звуковое цунами рок-концерта.
Стивен Себринг, 11 лет снимавший Патти Смит, то и дело притормаживает черно-белую пленку, заставляя стрелку метронома вязнуть в секундах, как в киселе. Певица бродит по улицам с антикварным "Полароидом", гладит постаревшую собаку в доме родителей, приходит на могилу Артюра Рембо, вытряхивает на ладонь прах Роберта Мэпплторпа; фильм называется "Патти Смит: сон о жизни".
Грант Джи намертво вбивает историю Joy Division в промышленные пейзажи Манчестера, вычищая из короткой биографии Иена Кёртиса сантименты, на которые был так щедр по-бабьи мелочный и манерный игровой "Контроль" Антона Корбайна. В документальном фильме Гранта Джи Кёртис не бедный мальчик, а еще один кирпич в стене города, породившего эту мощную удушливую музыку, но теперь сменившего ритм и живущего дальше.
Стивен Кижак рассказывает об одной из самых странных карьер в истории поп-музыки — превращении участника популярного бойз-бэнда в затворника-авангардиста. В картине "Скотт Уокер: человек ХХХ столетия" можно услышать, как романтические мелодии 60-х сменяются тяжелым атональным саундом. Или увидеть, как элегия превращается в реквием.