Завершился "Мегаполис"
В Петербурге в Центре современного искусства им. Сергея Курехина прошел фестиваль любительского кино "Мегаполис". Несмотря на то что сама идея такого фестиваля кажется абсурдной, долгая работа организаторов ("Мегаполис" должен был пройти еще в ноябре) сделала свое дело: самодельные фильмы поданы в неожиданно удачном свете.
Само словосочетание "любительское кино" похоже на оксюморон. У Ильфа и Петрова была шутка про курсы балерин — то есть нечто совершенно невероятное и откровенно конъюнктурное. Так вот, любительское кино сродни этим самым курсам. Кино ведь искусство, во-первых, коллективное, а потому требующее больших затрат. Во-вторых, любительские фильмы вообще не рассчитаны на большую аудиторию. И это очень чувствуется. Многие до сих пор пытались если не организовать нечто подобное "Мегаполису", то хотя бы ввести в своих фестивалях особую программу самопального кино. И из затей этих, в большинстве случаев, ничего не выходило. Зрители не желали смотреть фильмы, как правило, муторные, неумело сделанные, с зернистым изображением и кривляющимися непрофессиональными актерами. Скажем, почтенный фестиваль "Чистые грезы" уже лет десять старательно проводит отдельную программу "народного" кино, но дольше десяти минут даже самая стойкая публика не выдерживает.
Однако всякий, кто берется вдруг славить кинолюбителей (а таких немало), имеет на руках два козыря. Во-первых, были ленинградские некрореалисты 80-х, которые умудрялись работать во времена, когда снять кино самому было вовсе невозможно. И, тем не менее, делали это весьма успешно. Во-вторых, фильм "Пыль", снятый за пару тысяч долларов (которые пошли на гонорар Петру Мамонову) и при этом даже выпущенный в относительно широкий прокат.
Организаторы "Мегаполиса" подошли к делу очень основательно: сложно припомнить "любительский" фестиваль, который судило бы столько профессионалов. Тут и Юрий Мамин, и Сергей Соловьев, и, конечно, режиссер "Пыли" Сергей Лобан, и Сергей Дебижев, и, наконец, кинокритик Михаил Трофименков. Они поставили перед собой цель не доказывать равенство любительского кино и профессионального, а только познакомить с явлением.
Причем "Мегаполис" похож на предприятие разовое. Программу построили как ликбез. Непосредственно присланных на конкурс, снятых на камеры мобильников и смонтированных "на коленке" фильмов тут не так много. Большую часть программы занимает, что называется, классика жанра. Целый вечер посвятили ретроспективе клипов и фильмов группы "Н.О.М." (в том числе показали их последнюю работу "Фантомас снимает маску"). Кроме того, скомпонована большая программа из фильмов, снятых непрофессиональными кинематографистами двадцать-тридцать лет назад (в основном это учебные работы детской студии "Каскад"). Во внеконкурсную программу внесли дайджест других фестивалей непрофессионального кино — "Петербургский экран" и "UNICA". Наконец, отдельными блоками решили показать короткометражки создателей той же "Пыли" — творческого объединения "Свои-2000". Получился, таким образом, очень грамотно составленный обзор для тех, кто сомневается, что любительского кино существует.